Что должно быть в рассказе. Как написать отличный рассказ

Полезные советы начинающим новеллистам от Даниила Волкова . Если кому-то есть что добавить к ним, то, пожалуйста, предлагайте - разные мнения тоже важны.

Даниил Волков

Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

Не все, что сейчас выходит на свет, заинтересовывает нас. Как зацепить читателя, пробудить его заинтересованность? Сегодня мы найдем ответ.

Пишите о том, что никто не знает

Опишите в своем рассказе такой факт, о котором мало кто слышал. Редкая болезнь, научное открытие, исторический факт все это может стать отличной основой хорошего рассказа. Данный факт может стать отличной бомбой для финала.
Благодаря интернету поиск интересных фактов стал проще. Сейчас можно найти специализированный сайт и стать почти экспертом всего за час. Но не всегда данный способ дает полную картину о явлении. Отсюда вытекает следующий пункт.

Пишите о том, что знаете лучше всех

Если вы эксперт в чем-то это прекрасный повод создать рассказ. У вас накопился опыт, фишки и приемы – поделитесь с миром. Читать профессионала всегда интересно. Его любовь к делу чувствуется. Она заразительна, читатель погружается в этот мир с большой охотой.

Как же быть, если вы только начинаете жить. За вашими плечами всего 1,5 – 2 десятка лет. Вы еще так мало в жизни успели и смогли. Для таких моментов существует следующий пункт написания интересного рассказа.

Пробуйте жизнь на вкус

Вы молоды – это здорово! Это уникальный шанс поведать миру о вашем опыте. Ваши шаги, поступки, действия – все это темы для рассказов. Каждая ваша мысль и действие это попытка познания мира, а значит, рождается извечный конфликт между молодостью и опытом жизни. В этом благодарная почва для интересных тем.

Больше путешествуйте, любите, мечтайте. Чем больше вас будет в этом мир, тем больше у вас появиться идей для творчества. Первая любовь, предательство близкого, чем не повод написать отличный рассказ? Не давите из себя, просто расслабьтесь и отдайтесь бумаге.

Будьте искренними

Искренность сразу же подкупает. Читатель вам простит огрехи стиля, не докрученный сюжет и вяловатость героев, но он никогда вам не простит лжи. Если вы пишете о том, во что не верите, пишите по нужде, читатель обязательно заметит этот. Ему станет понятно на интуитивном уровне, что данное произведение похоже на незапланированного ребенка.

Пишите всегда то, что считаете правильным для себя. Никого не слушайте. Если слово идет вразрез с голосом вашей души, смело уничтожайте его. Ваше произведение должно быть продолжением вас. Это ваше дитя, с которым вам жить дальше. Пусть оно будет любимым, чистым и искренним.

Любите людей и мир вокруг

Люди – это бесконечный источник занимательных историй. Они сыплют ими каждую мину. Просто записывайте! Будьте внимательны и держите блокнот с ручкой наготове. Записывайте события, фразы, зарисовки интересных личностей. Это будет вашим волшебным сундуком с богатствами, из которого вы всегда можете извлечь что-то важное для рассказа.

Отрабатывайте навыки коммуникаций. Не жалейте денег на тренинги и больше общайтесь с людьми. Будьте открыты миру, и он обязательно вам подарит интересный сюжет. Когда вы искренне полюбите мир вокруг вас и каждого входящего в вашу жизнь, вы откроете такой канал связи с Вселенной, который сделает из вас настоящего профессионала.

Еще хочу рассказать об одной сложности, что поджидает вас при написании рассказа. Это перфекционизм. Он может превратить вас в зануду с одним идеально выточенным рассказом. Не забывайте, зачем вы пишите. Вы пишите, чтобы выразить себя. Но вы перфекционизмом заспиртовываете ваш труд. Вы убиваете его постоянным совершенствованием. Рассказ перезревает и погибает. Значит ли это, что надо заниматься графоманством и писать скучные бездарные рассказы? Ни в коем случае! Я дам вам отличный совет!

Больше пишите

Пишите чаше и больше. Этот поможет вам расти. С каждым словом, рассказом, книгой вы набираете писательский вес. В новых трудах вы превосходите себя. Каждый раз, создавая новое творение, вы растете над собой. Но этот рост требует ориентира. Вспомните, как в детстве вы рисовали метки на стене и проверяли, насколько вы выросли за год. Такой линейкой станет для вас наставник. Такой опытный человек, что покажет вам, какими вы были ранее и какими стали. Ищите наставников!

Семинары

Отличным местом для встречи с наставником являются семинары. Опытный мастер будет вам помогать расти. Его советы и взгляд со стороны помогают по новому смотреть на вещи. К тому же на семинаре есть и другие участники, а это бесценный источник критики. Не забывайте также о силе групповой динамики. В одиночку вы добьетесь меньше, чем в надежной компании соратников.

Вам нужны знания, опыт, искренность, открытость, труд и надежное племя под руководством опытного вождя.

А как Вы считаете, что необходимо для написания интересного рассказа? Оставьте ваши комментарии внизу. Поделитесь информацией об этой статье в социальных сетях и вместе мы найдем истину.

Инструкция

Продумайте сюжет. Авторы, которые пишут , не задумываясь о финале, или графоманы, или гении. Графоманом, скорее всего, вы себя не считаете. Хорошо, если вы – . Но лучше перестрахуйтесь и отнеситесь к сюжету ответственно. Вы с самого начала должны знать, в какую сторону движется ваш герой, и какие цели он преследует. Самое главное: вы должны знать, что вы хотите своим рассказом сказать.

Придумайте емкую и интригующую завязку. Если вы пишите для людей, а не для себя, вам надо научиться захватывать внимание читателя с первых абзацев. Литераторы с именем могут позволить себе описывать полуразвалившейся дом на первой странице десятистраничного . У таких привилегий нет. Ни интернет-пользователи, ни редакторы журналов не будут произведение неизвестного автора, если оно их не заинтересовало с самого начала.

Сочините неожиданный финал. Предсказуемое окончание может испортить самый лучший рассказ. Удивите читателя, потрясите его, и он с нетерпением будет ждать следующее ваше произведение.

Продумайте мотивировку персонажей. Вы должны суметь обосновать любой их . Если этого не сможете сделать вы, то читатель тем более не сможет. А если ему непонятна логика рассказа, то, скорее всего, он перестанет его читать.

Перечитайте написанный рассказ. Велика вероятность того, что вы найдете неувязки и стилистические огрехи. Исправьте их. Перечитайте еще раз. Возможно, вы пропустили какие-то ошибки… Исправляйте и читайте до тех пор, пока рассказ вас не устроит.

Отдайте ваше произведение человеку, вкусу которого вы доверяете. Возможно, он увидит в тексте ошибки, на которые вы внимания не обратили. Только после этой правки вашу рукопись можно представить на суд читателей или редакторов.

Источники:

  • как правильно писать рассказы
  • Как писать книги и рассказы

Читатель, критик и редактор составляют первое мнение о рассказе по его начальным строкам. Поэтому очень важно сделать вводную часть увлекательной, динамичной и так, чтобы читательских глаз наслаждался героем, характерами и словесными кружевами. Но авторское вдохновение изменчиво и капризно. И тогда на помощь начинающему литератору приходят проверенные временем приемы.

Вам понадобится

  • - Словарь синонимов.
  • - Справочная литература по теме рассказа.
  • - Белая бумага или блокнот.
  • - Цветные ручки.

Инструкция

Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым сразу время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний , а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

Описание главного
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее по коммуналке.

Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через показывает свое отношение к людям с размытыми моральными устоями. Или, наоборот, показать человека, настолько жалкого, что ему постоянно нужно хорохориться перед окружающими.

Ситуация
Описание сразу начинается с яркой бытовой сценки. Например, ссоры влюбленных или нечаянной встречи. В этом случае, автору придется прописывать насыщенный и яркий диалог героев, привлекать внимание читателя авторской речью. В репликах нужно избегать плоских, маловыразительных фраз. Вместо банального "Привет", лучше подобрать приветствие, которое соответствует персонажу. Инфантильная девочка скажет "Приветики". Вычурный интеллектуал может выразиться: "Ах, какая нечаянная встреча". Автор должен сам решать, какими интонациями будут говорить его . Может, у него бандит заговорит, как учительница сольфеджио. И читатель захочет узнать, что с ним произошло.

Видео по теме

Полезный совет

Если текст совсем не идет, то лучше сделать техническое начало: "Эта история началась в..." или "Я хочу поведать вам о..." И вернуться к началу через несколько дней, когда авторское перо дойдет до финальной точки.

Источники:

  • Интернет-портал "Справочник писателя"

Может быть, у вас есть много идей для , или вы давно замечали в себе способность и любовь к тому, чтобы вести дневник, записывая небольшие заметки о происходящем вокруг. Может быть, давно пришло время написать целую книгу, но вас смущает то, что вы не знаете с чего начать и как правильно это делать? В любом случае, главное - принять решение о том, что пора писать повесть , а все остальное – несложно.

Вам понадобится

  • Уютное рабочее место
  • Желание написать повесть

Инструкция

Чтобы , прежде всего нужно начать с содержания. Есть ли у вас ? О чем будет эта ? Как только вы наметили центральную идею, она понемногу сама обрастет подробностями и деталями. От вас требуется только не забывать о том, что любая повесть должна иметь четкие начало, середину и конец. В повести должен быть конфликт и его развязка, и все действия героев должны иметь правдоподобную мотивацию, быть понятными читателю.

Следующим шагом в написании повести является создание героев. Обязательно продумайте главных героев: положительного (протагонист) и отрицательного (антагонист). Только не делайте их слишком хорошими или слишком плохими - это не придаст повести правдоподобности. Не забывайте и о второстепенных персонажах – они будут создавать фон для ваших главных героев, поэтому также важны.

Начните ! Неважно, как вы будете это – у каждого автора свой подход. Кто-то заранее знает, чем закончится история, кто-то просто придумывает целый мир, штрих за штрихом рисуя действия, в этом мире происходящие. Главное - начать и дать себе обещание писать каждый день. Можно даже определиться с необходимым количеством написанных ежедневно страниц – это здорово дисциплинирует.

Чтобы вам действительно удалось написать повесть , и при этом хорошую, обязательно обращайтесь к окружающим за критикой и принимайте ее во внимания, продолжая работать над текстом. Но показывайте свой труд только тем людям, которым полностью доверяете. Можно даже попробовать поискать какие-нибудь местные общества писателей и в них – так вы сможете найти поддержку, критику и комментарии к своей рукописи.

Повесть можно написать, только если ее переписывать. Как только первоначальный черновик текста готов, прочитайте его внимательней, дайте ознакомиться с текстом друзьям и и начните редактировать повесть . Но всегда сохраняйте первоначальную версию черновика, чтобы можно было понять, насколько успешна ваша редактура, и ли она повесть лучше. После многих дней, проведенных за осмыслением и переписывание ранее написанного, повесть наконец-то будет готова.

Мечтать о литературной славе, как говорится, не вредно. Вредно, мечтая, ничего не делать для развития своего писательского таланта. Поэтому тем, кто хочет начать писать рассказы, необходимо как можно больше практиковаться в своем ремесле.

Инструкция

Успех произведения держится на трех китах: сюжет, недосказанность. В поисках первого из этих составляющих, не нужно далеко - начните с того, что вам хорошо знакомо. Если вы поставили себе цель написать и общую канву повествования вы уже держите в уме, садитесь и пишите. Не дожидайтесь момента, когда вам в голову придет гениальная первая фраза и умопомрачительная завершающая реплика. И уж тем более не старайтесь написать сразу весь текст в четкой последовательности. Редактированием вы займетесь чуть позже.

Когда повествование будет завершено, дайте бумаге полежать. Вернитесь к спустя некоторое время и внимательно его вычитайте. Все ли в порядке с логикой? Увязаны ли сюжетные линии? Не хромает ли стиль? На этом этапе работы над рассказом пора шлифовать ключевые фразы, описания. Помните о том, что приходится сестрой вашему таланту: безжалостно выбрасывайте из текста все, что не работает на общую идею, избавляйтесь от занудных повторов и неинтересных лирических отступлений. Невредно дать почитать свое произведение человеку, мнению которого вы доверяете.

Несмотря на обилие площадок для самовыражения в интернете, которые открывают каждому возможность найти читателя, начинающие авторы все же грезят о настоящем издании своих книг. А без общения с «дорогой редакцией» не обойтись. Тем более, что такая практика чрезвычайно важна для молодого . Отправив текст в интересующее вас , подождите немного и через некоторое время поинтересуйтесь судьбой своего . Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если на первый (второй, а возможно, и десятый) раз вам откажут в публикации. Попросите озвучить вам ваши ошибки и недочеты, чтобы откорректировать имеющийся текст или учесть их в работе над новыми произведениями. Если редактор сообщит вам, что публикация возможна при условии определенной корректировки рассказа, не упрямьтесь, а учтите пожелания опытного работника издательского дела - он профессионал, а вы пока что любитель.

Видео по теме

Полезный совет

Вряд ли вы придумаете стопроцентно оригинальный сюжет - все уже так или иначе было использовано в литературе. Так что прочтите классические произведения сходной тематики и подумайте, что нового вы могли бы в нее внести.

Источники:

  • Как писать книги и рассказы

Многие люди задумываются о том, чтобы отразить свой жизненный опыт, интересные события или просто собственные размышления и фантазии на бумаге, например, написать рассказ. К сожалению, далеко не все переходят от идеи к действию, хотя на самом деле начать писать рассказы не так уж и сложно.

Инструкция

В первую очередь стоит озаботиться некоторой теоретической подготовкой. Конечно, необязательно тратить время на полное изучение курса теории литературы, но с основными понятиями познакомиться надо. Композиция, структура рассказа, разница между фабулой, темой и идеей, принцип построения сюжета – все эти знания значительно облегчат вам написание первого произведения, позволив сделать рассказ более качественным. Можно попробовать отыскать курсы для авторов, которые иногда проводятся в местных отделениях Союза писателей РФ.

Хорошим вариантом для начала литературной карьеры могут стать многочисленные творческие конкурсы, которые регулярно проводятся в интернете, а также организуются специализированными журналами и газетами. Как правило, такие конкурсы предлагают участникам написать произведение на заданную тему, а призом победителю обычно становится публикация в сборнике. Такие конкурсы – отличный способ заявить о себе, познакомиться с другими авторами и издателями, к тому же, они позволяют «набить руку». К сожалению, в подобного рода проектах, как правило, предполагается открытое обсуждение представленных на конкурс произведений, а критика может быть весьма жесткой. С другой стороны, такой опыт позволит вам более спокойно относиться к негативным отзывам в будущем.

Написать хороший рассказ в сжатые сроки – непростая задача даже для опытного автора, поэтому не расстраивайтесь, если на одну страницу текста у вас уходит несколько дней или даже недель. На первом этапе ваша задача – научиться писать, а со временем вы сможете делать это с большей скоростью, не теряя качества. В то же время нужно с самого начала ставить себе определенные рамки, в обязательном порядке отводя часть дня на литературное творчество. В будущем такой подход даст вам возможность сразу же включаться в работу в заданное время.

Если у вас уже есть готовая идея, то нужно обдумать ее с позиции сюжета, ответив себе на вопрос: каким именно методом лучше всего получится ее раскрыть? Не расстраивайтесь, если готовый сюжет не рождается моментально, ведь утверждение о том, что писательство – тяжелый труд, основано не на пустом месте. С другой стороны, затягивать творческий процесс тоже не стоит, иначе есть опасность «перегореть». Вообще, для хорошего писателя в качестве идеи для рассказа может выступить что угодно: от политической обстановки до вида из окна. Научиться видеть потенциал идей и сюжетов в обыденной жизни – одна из основных задач начинающего автора.

Второе, с чем необходимо разобраться, - это ваши страхи. Боитесь ли вы публичности? Публичность связана с открытостью: рассказывая свои истории, вы открываетесь незнакомым людям и рискуете встретиться с разными реакциями.

Это может быть игнорирование вашего творчества или, наоборот, открытая агрессия в ваш адрес. Важно заранее продумать стратегию вашего поведения в каждой ситуации.

Со страхом публичности поможет справиться псевдоним. Со страхом игнорирования – ваша мотивация. Со страхом агрессии – вера в себя и дистанцирование от агрессоров.

Третье, что нужно решить, – это о чем писать. Начинать можно с простого. Писать о том, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни: ваш путь на работу, домашние дела, каких людей вы встречаете и какое они производят на вас впечатление и т.д.

Важно, чтобы ваши истории у вас самих вызывали эмоциональную включенность, переживания. Необходимо писать о том, что лично вас зацепило. Тогда велик шанс, что ваша история зацепит других людей.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, необходимо задать истории один определенный вектор. Как правило, это вектор изменения героя. Пройдя историю, и вы, и ваш читатель, и герой истории – меняются. Узнают что-то новое, приобретают опыт, становятся немного другими. Прежде чем начать писать историю, ответьте себе на вопрос: какую проблему решит герой и как он изменится в результате?

Четвертое, что нужно сделать, чтобы начать писать истории, - это ввести писательство в привычку. Необходимо выделить себе время и место, когда вы целенаправленно сядете и погрузитесь в ваши истории. Это должно быть только ваше время. Нужно внести его в ваше расписание.

Пишите регулярно, но не выписывайтесь до дна. Еще Хемингуэй писал: когда я заканчиваю писать, я знаю, чем я продолжу завтра. Останавливайтесь заранее. Так вы сохраните ваше вдохновение надолго.

Пятое, что нужно делать, - это редактировать. Без этого не обходится ни один уважающий себя автор. Чтобы текст звучал хорошо и читался легко, над ним необходимо работать.

Чтобы вычистить слабые места текста, читайте его вслух. Вы сразу почувствуете, где спотыкаетесь или теряете нить истории.

Следите, чтобы за вашим текстом стояла картинка. Описывайте историю с точки зрения органов чувств: что вы видите, что слышите, осязаете, какие запахи вас окружают и так далее.

Читайте книги, где опытные авторы рассказывают, как писать истории. Ищите авторов, чьим стилем вы восхищаетесь, читайте их как можно больше, анализируйте их тексты, ищите приемы, которые могли бы позаимствовать. Постоянно расширяйте ваш словарный запас.

Заведите себе редактора. Может быть, для начала это будет ваш друг или мама. Человек, который сможет прочесть вашу историю, предложить, как ее улучшить, показать вам ее под другим углом, извлечь из нее дополнительные смыслы. Тогда и для вас история заиграет новыми красками, еще сильнее вовлечет вас в себя и, в результате, найдет еще больший отклик у аудитории.

Хотите написать отличный рассказ? Выиграть литературный конкурс, получить приз и кучу хвалебных отзывов? Увидеть свой рассказ опубликованным в хорошем журнале? Попасть в топ рейтинга блогов?

Внимание, бонус!
Семь уникальных, замечательных, неповторимых фантастических сюжетов БЕСПЛАТНО:


1) самый оригинальный - любовь к вампиру или вампирше. Пусть Дульпомес влюбиться в прекрасную Эльвиру-повелительницу вампиров и захочет сделать ее человеком. Обязательно в современном антураже. Пусть повелительница тьмы будет по совместительству главбухом в конторе, где трудится Дульпомес, и пьет кровь у всего коллектива.

2) самый душещипательный - про ангелов и демонов или про смерть. Пусть какой-нибудь ангел смерти внезапно откажется выполнять свою роль и забирать на тот свет маленькую симпатичную девочку, а за это в наказание его приставят отравлять жизнь нашему герою, например, в роли вредного заказчика.

3) самый патриотичный - про солдат ВОВ. Пусть вашему герою везде мерещится солдат, который просит найти на бывших полях сражений его личные вещи и передать его потомкам. А потомки пусть окажутся злейшими врагами нашего героя, конкурентами или просто злыднями-завистниками.

4) самый мистический - про потустороннюю жизнь. Пусть ваш герой зависнет где-нибудь между жизнью и смертью. Лучше, если это будет помещение - гостиница, кинозал, где тусуется множество таких же заблудших и потерянных душ, которые пропадают то в ад, то в рай, и никто не может выяснить критерии отбора. Дульпомес, конечно, должен узнать эту тайну, а потом отказаться от рая и вернуться к жизни.

5) самый романтический - это только для женщин. Пусть во сне героиню навестит распрекрасный мужчина лицом как Бредд Питт, носит ее на руках, обсыпает лепестками роз, угощает шампанским "Вдова Клико" и дарит умопомрачительный секс, а утром она проснется и найдет в постели пару лепестков и следы прошедшей ночи шампанского, а потом весь рассказ мучительно ищет своего принца.

6) самый прагматичный - про чтение мыслей. Пусть вашему герою предстоит экзамен, а он внезапно научится читать мысли профессора и начнет его злобно шантажировать (чтобы в конце перевоспитаться и исполнить заветную мечту профессора).

7) самый увлекательный - философский. Пусть ваш герой встретит переодетого бога/мудрого ворона/инопланетянина/говорящую свинью/йога/мага/суперагента (нужно подчеркнуть), и пусть этот мудрец на протяжении десяти страниц рассказывает герою, как правильно жить.

ЗЫ. Навеяно судейством многочисленных литературных конкурсов и чтением не менее многочисленных писательских учебников.
Но помните: в каждой шутке есть доля правды!

Для многих писателей короткие рассказы – просто идеальный стиль работы. Тогда как сочинение романа может представлять собой титаническую задачу, практически каждый в состоянии придумать и, что более важно, оформить на бумаге небольшой рассказ. Как и в случае с романом, содержание короткого рассказа должно занимать и увлекать читателя. С правильным подходом к выбору идей, подготовке чернового варианта рукописи и последующему его редактированию у вас успешно получится написать собственный небольшой рассказ в кратчайшие сроки.

Шаги

Часть 1

Выбор идей
  1. Придумайте основной сюжет или сценарий. Подумайте над тем, о чем будет рассказывать ваша история и что произойдет в рассказе. Поразмышляйте о том, к чему вы хотите обратиться или что желаете проиллюстрировать. Решите, каким будет ваш подход или точка зрения на происходящие в рассказе события.

  2. Сконцентрируйтесь на описании особенностей характера главного персонажа. В большинстве рассказов встречается один или максимум два главных героя. Постарайтесь придумать такого главного героя, у которого есть четкая цель или стремление, но который при этом полон противоречий. Не нужно останавливать свой выбор на явно хорошем или плохом персонаже. Наделите своего героя интересными чертами и чувствами, чтобы его образ был достаточно сложным и гармоничным.

    • В качестве прототипов главного героя можно использовать реальных людей, которых вы знаете по жизни. Либо можно понаблюдать за незнакомцами в общественных местах и взять их за основу для своего главного героя.
    • Например, главным героем может быть юная девочка-подросток, желающая защитить своего брата от школьных хулиганов, но при этом стремящаяся хорошо влиться в школьный коллектив. Или же главным героем может быть одинокий мужчина в возрасте, решившийся близко подружиться со своей соседкой и в результате узнавший о ее криминальной деятельности.
  3. Придумайте центральный конфликт для своего персонажа. В любом хорошем рассказе обязательно присутствует центральный конфликт, в котором главный герой сталкивается с каким-либо вопросом или проблемой. Конфликт необходимо представить читателю в самом начале рассказа. Сделайте жизнь главного героя трудной и тяжелой.

    • Например, у главного героя может быть желание или стремление, которое у него никак не получается реализовать. Или же герой может попасть в плохую или даже опасную ситуацию, и ему будет необходимо решить, каким образом выжить в таком положении.
  4. Придумайте интересное место действия. Еще одним ключевым элементом короткого рассказа является место действия, или то место, в котором происходят основные события рассказа. Для короткого рассказа можно выбрать одно центральное место действия и дополнить детальным описанием определенные эпизоды с участием персонажей. Выберите такое место действия, которое будет интересно вам самим и которое у вас получится представить в интересном свете перед читателями.

    • Например, местом действия рассказа может стать обычная школа вашего родного города. Или же история рассказа может развиваться в небольшой марсианской колонии.
    • Постарайтесь не перенагружать короткий рассказ слишком большим разнообразием мест действия, чтобы не запутать читателя. Для одной небольшой истории обычно вполне достаточно одного или двух мест действия.
  5. Подумайте о конкретной теме. Многие короткие рассказы строятся на конкретной теме и раскрывают ее с точки зрения автора или главного персонажа. Для рассказа можно взять одну из таких обширных тем, как любовь, мечта или утрата, и раскрыть ее с точки зрения своего главного персонажа.

    • Также можно сконцентрироваться на более узкой теме, например, любовь между братьями и сестрами, стремление к дружбе или утрата родителей.
  6. Запланируйте эмоциональную кульминацию в рассказе. Во всех хороших коротких рассказах есть захватывающий момент, в котором главный герой достигает наивысшей эмоциональной точки. Кульминация обычно происходит во второй половине рассказа или даже ближе к концу. В кульминационный момент главного героя могут переполнять чувства, он может чувствовать себя в западне, в отчаянии и даже терять контроль над собой.

    • Например, эмоциональная кульминация может наступить тогда, когда одинокий мужчина вступит в конфронтацию с соседкой по поводу ее криминальной деятельности. Или же кульминационный момент может наступить тогда, когда девочка-подросток, наконец, вступится за своего брата перед лицом школьных задир.
  7. Подумайте о конце с неожиданным поворотом или сюрпризом. Набросайте идеи различных вариантов концовок, которые могли бы удивить, шокировать или заинтриговать читателя. Избегайте банальных финалов, где читатель может отгадать концовку раньше времени. Дайте читателю почувствовать ложное чувство уверенности в том, что он знает, чем закончится эта история, а затем перенаправьте внимание читателя на другого персонажа или другую ситуацию, чтобы шокировать его.

    • Постарайтесь избежать стандартных уловок для концовки своего рассказа. В попытке удивить читателя не полагайтесь на клише и всем знакомые повороты сюжета. Постепенно нагнетайте напряжение и неопределенность по ходу истории, чтобы в конце читатель испытал потрясение.
  8. Почитайте примеры коротких рассказов. Поймите, что именно делает короткие рассказы успешными и интересными для читателя, посредством ознакомления с рассказами опытных писателей. Почитайте рассказы различных жанров, начиная от литературной фантастики и заканчивая научной фантастикой и фэнтези. Обратите внимание, как авторы используют образ главного героя, тему, место действия и сюжет рассказа для того, чтобы их история стала невероятно эффектной. Например, можно почитать нижеуказанные произведения:

    Часть 2

    Подготовка первого чернового варианта
    1. Подготовьте сюжетный план . Организуйте свой короткий рассказ в соответствии с сюжетным планом из пяти частей: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, угасание событий и развязка. Используйте этот план как основу написания рассказа, чтобы в нем можно было четко выделить начало, середину и концовку.

      • Также можно попробовать воспользоваться методом снежного кома, когда сначала дается описание рассказа одним предложением, затем описываются отдельные части рассказа, подготавливается описание всех героев истории и готовится список сцен с их участием.
    2. Придумайте цепляющее начало. В начале рассказа должно присутствовать действие, конфликт или необычная картина, которая привлечет внимание читателя. Представьте читателю главного героя и место действия прямо в первом абзаце. Настройте читателя на ключевую тему и идейную задумку истории.

      • Например, такое начало, как “В тот день мне было одиноко...” не только не говорит совсем ничего о рассказчике, но и ничем не заинтересовывает читателя.
      • Вместо вышеупомянутого примера можно попробовать начать рассказ примерно так: “В тот день, когда меня бросила жена, я постучал в дверь своей соседки, чтобы попросить у нее сахар для торта, который я не собирался печь”. Такая линия описания знакомит читателя с прошлым конфликтом, наличием жены и текущим напряжением ситуации, складывающейся между рассказчиком и соседкой.
    3. Придерживайтесь одного ракурса повествования. Короткие рассказа обычно излагаются от первого лица, и такой ракурс повествования остается неизменным. Это помогает придать истории четкий фокус и перспективу. Также можно попробовать написать рассказ от третьего лица, однако, этим можно дистанцироваться от читателя.

      • Иногда встречаются рассказы от второго лица, в которых автор использует местоимение “ты”. Это обычно делается в том случае, когда применение второго лица является существенно важным для писателя, как в повести Теда Чана “История твоей жизни” или в рассказе Хунота Диаза “Вот почему ты ее потерял”.
      • В большинство коротких рассказов пишется с применением прошедшего времени, но рассказ можно написать и в настоящем времени, чтобы придать истории более живую атмосферу.
    4. Используйте диалоги, чтобы лучше раскрыть характер персонажа и дальнейшее развитие сюжета. Диалоги в коротких рассказах всегда должны выполнять более одной функции. Убедитесь в том, что диалог сообщает читателю что-нибудь о том персонаже, который говорит, и дополняет собой историю развития сюжета. Включите в диалог такие пояснения, которые будут раскрывать персонажа, а также придадут сцене с диалогом больше напряжения и конфликта.

      • Например, вместо того чтобы открывать диалог фразой “Привет! Какие у тебя новости?”, попробуйте написать “Эй, подруга, что случилось?” или “Где же ты пропадал? Сто лет тебя не видел!”.
      • Постарайтесь дополнять диалоги словами автора следующего вида: “она запнулась”, “прошипел я” или “он прокричал”, чтобы расширить этим описание своих персонажей. Например, вместо того чтобы писать “– Где ты пропадал? – задала она вопрос...”, можно написать “– Где ты пропадал? – требовательно спросила она...” или “– Где ты пропадал? – заорала она на него”.
    5. Включите чувственное детальное описание места действия. Подумайте о том, что чувствует, слышит, ощущает на вкус и запах, а также видит главный герой. Опишите место действия с точки зрения человеческих чувств, чтобы оно ожило в глазах читателя.

      • Например, здание старой средней школы можно описать как “гигантское строение архитектуры индустриального типа, от которого пахнет потной спортивной формой, лаком для волос, разбитыми мечтами и мелом”. Или же можно описать небо над крышей своего дома как “белую простыню, покрытую густой серой дымкой от пожаров, которые расползлись с утра по близлежащему лесу”.
    6. Закончите описанием развязки. Развязка не обязана быть прямой и очевидной. Она может быть представлена тонким намеком на то, что персонажи начинают меняться и иначе смотреть на вещи. Развязку можно сделать открытой для домыслов или завершенной и ясной.

      • Также ее можно дополнить интересной сценой или диалогом, который отражает изменения, которые произошли в характере персонажа.
      • Например, рассказ можно закончить тем, что главный герой сдает свою соседку полиции, несмотря на то, что этим он навсегда теряет ее дружбу. Или же история может закончиться описанием сцены, как главная героиня помогает своему окровавленному брату дойти до дома как раз к ужину.
  9. Отредактируйте рассказ, чтобы сделать его понятным и гармоничным. В большинстве случаев короткие рассказы ограничиваются одной-семью тысячами слов или одной-десятью страницами текста. Не бойтесь сокращать отдельные эпизоды или вычеркивать целые предложения, чтобы сократить историю и сделать ее более насыщенной. Оставьте в повествовании только те детали и моменты, которые существенно важны для той истории, которую вы пытаетесь рассказать.

    • Когда дело касается коротких рассказов, обычно применяется правило “чем короче, тем лучше”. Не оставляйте предложения, которые ни о чем не говорят, или сцены, не имеющие какой-то иной цели помимо той, что вам нравится, как звучит их описание. Будьте безжалостны в вопросе сокращения рассказа, чтобы он включил в себя ровно столько информации, сколько будет достаточно.
  10. Придумайте интересное название. Большинство редакторов и читателей в первую очередь обращают внимание на заголовок, чтобы принять решение, захотят ли они прочитать рассказ. Выберите для своего рассказа интригующее или интересное название, которое будет побуждать читателя прочитать сам рассказ. В качестве заголовка к рассказу также можно использовать его тему, определенную зрительную сцену или имя главного героя.

    • Например можно считать неплохим примером заголовок рассказа Элис Манро “Давно хотела тебе сказать”, так как он является выдержкой слов главного персонажа рассказа и обращается напрямую к читателю посредством местоимения “ты”, свидетельствующего о том, что автору есть чем поделиться с читателем.
    • Заголовок рассказа Нила Геймана “Снег, зеркало, яблоко” также неплох, так как он представляют читателю сразу три объекта, которые интересны сами по себе, но при этом становится еще более интересно, как они связаны между собой в рассказе.