Как можно улучшить свой писательский навык. И это - выражение мыслей как таковое! Урок #7: Описание и важность чтения

Как-то раз преподавательница моего университета принесла на семинар по культуре речи занятный списочек упражнений. Предполагается, что выполняя задания, можно улучшить писательский навык, развить воображение и научиться соблюдать заданный объем. В списке были и очень забавные упражнения («Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку»), и довольно серьезные, над которыми стоит призадуматься. Предлагаю весь список упражнений, возможно, кто-нибудь захочет потренироваться!:)

1)Закрыть глаза. Подумать о предмете в комнате. Не открывая глаз, перечислить как можно больше признаков предмета. Открыть глаза, записать всё, что запомнилось.

2)Выбрать понравившееся стихотворение, использовать его последнюю строчку в качестве первой строки своего стихотворения.

3)Куда вы идете, когда хотите отдохнуть от семьи, работы и.т.д.? Написать об этом месте.

4)В 400 словах описать идеальное место, где хотели бы жить.

5)Написать, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему в 3 часа ночи.

6)Написать рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ёё упустил».

7)Письмо в прошлое. Написать письмо 10-летнему себе.

8)В 200 словах описать свою первую игрушку.

9)Написать о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10)Написать о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11)Написать рассказ о пустом стакане.

12)Вспомнить самый скучный день в жизни. Описать его, но рассказ не должен быть скучным.

13)Написать статью на 500 слов: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14)Написать объяснительную, почему я не занимаюсь улучшением писательских навыков каждый день.

15)Написать рассказ о синем предмете.

16)Представить, что нахожусь в комнате, полной людей, но в ней я единственная слепая. Записать, какой я ее вижу, какие люди в комнате.

17)Составить список своих страхов. Выбрать один и написать о нем.

18)В 200 словах описать жаркий день.

19)Чем вы занимаетесь в ненастье? Написать об этом 250 слов.

20)Написать о том, каким яствами я угостила бы злейшего врага.

21)Подумать о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Описать поведение этого человека.

22)Используя 150 слов, описать внешность, род занятий, привычки человека по имени Анатолий Бубликов.

23)Перечислить 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24)Написать монолог от лица свежесрезанного цветка.

25)Сочинить рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж. Булочка.

26)Написать монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27)Перечислить 15 причин, чтобы выучить иностранный язык.

28)Почему учитель собирается сменить карьеру? Назвать не менее 10 причин.

29)Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30)Написать короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый расхожим выражением «растет как сорная трава».

31)Написать короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32)Написать короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

33)Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.

34)Написать монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.

35)Перечислить 8 заслуживающих внимания причин оправдать лжеца.

36)Написать короткий рассказ, используя слова: священник, кольцо, сад, бинокль.

37)Предложить 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните __________, потому что (иначе, а то) ___________.

38)Перечислить 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.

39)Сочинить историю, используя слова: дедушка, фотоальбом, почта, спички.

40)Назвать 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

41)Написать монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.

42)Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислить 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь квартиры распахнута настежь.

43)Написать инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

Как превратить свой жизненный опыт в интересные истории, прокачать свой юмор и умение придумывать сюжеты - об этом и многом другом нам рассказали писатель Тарас Прохасько, журналист Юрий Марченко и литературовед Ростислав Семкив. И несколько советов о том, как удачно организовать финансовую составляющую творчества и где искать возможности для развития.

Тарас Прохасько

писатель, переводчик и эссеист

Писатели, как и спортсмены, очень разные. И речь идет не только об их стиле и заинтересованности, но и о мотивации — что их побудило писать? Существует целая систематика таких причин. Лично я чувствовал недолговечность всего, что вокруг, и хотел это зафиксировать. Поэтому главным моим мотивом была попытка перевести исчезающее бытие в бытие в языке и таким образом его сохранить. Но есть побуждение, объединяющее все возможные мотивации, желание рассказать людям историю. Это базовая вещь для всех, кто пишет. Из желания рассказать о том, что знаешь, что тебя беспокоит или радует, растет вся литература.

Важнейшим для автора является не сам его опыт, а рефлексия. Даже мнимо скудный или банальный опыт, когда он обдуманный и на нем построены определенные образы, может стать очень ценным. Главное в литературе — это работа с опытом, а не его коллекционирование. Но, конечно, каждый опыт, даже если он не перетекает в литературный материал, все равно является расширением горизонта. И это очень хорошо, потому что позволяет даже обычные вещи показать в другом масштабе.

У меня много было такого опыта. И пускай я о нем не пишу, он многому меня научил. Например, некоторое время я работал барменом. И кроме историй, которые мне рассказывали ежедневно посетители за стойкой, я понял, насколько важна коммуникация. Не в современном понимании стратегии правильного поведения, а просто различных проявлений общения. А еще понял, как можно прислуживать с достоинством, как это может приносить радость, а не унижение, как переносить свои стереотипы и комплексы туда, где ты работаешь.

Так же для меня очень важным стал армейский опыт. Я был домашним ребенком, западноукраинским, интеллигентным, и армия открыла мне новый горизонт. Ведь как бы не тянуло тебя в гнездо, важно понимать, что рядом есть совсем другие проявления и формы жизни. Огромной школой для меня стал опыт отцовства. А еще сейчас, каждый день по несколько часов гуляя с младенцем, у меня есть время по-новому посмотреть на различные уголки города и сцены городской жизни. У меня давно не было возможности за этим понаблюдать, потому что жил в другом темпе.

Самый ценный совет, который я получил от Юрия Андруховича: «Не так важно, о чем написать. Главное — чтобы это было красиво написано». Когда речь идет о литературе, то не в историях смысл, а в том, как они рассказаны. Литература это не стенографирование фактов. Поэтому стоит думать не о том, как на самом деле было, и даже не о том, как ты сам это переживаешь. А отталкиваться от того, что каждый текст — это создание новой реальности. И когда он в ком-то вибрирует, то это хороший эффект литературы. А поражать читателя могут разные вещи — само повествование, его ритм, хорошо подобранные слова.

Четко определенное начало и конец — одна из самых значительных особенностей литературы и искусства. И это наиболее нереальные штуки, ведь на самом деле в жизни очень тяжело их найти. Поэтому автор должен хорошо знать, что было до начала и что будет после завершения произведения. Текст должен быть максимально деликатно вырезан из этого потока вечности.

Даже когда я пишу колонки на актуальные события, то хочу показать, что это не вырванный фрагмент истории. Это процесс, который давно начался, и еще долго будет продолжаться, даже если мы не будем на него обращать внимание. То, что мы замечаем, — это лишь маленький узелок на длинном шнурке. И надо прощупать шнурок немного назад, и, возможно, еще немного вперед, иначе ты этот узел не развяжешь.

Способ письма очень зависит от особенностей психики автора, поэтому здесь трудно говорить о норме. Известно, что литература в определенном смысле является терапией, она является способом облегчить свое пребывание в мире. Но в зависимости от особенностей психики того или иного автора письмо может быть связано и со страданиями, и с самобичеванием, или же быть легким и радостным, возбуждающим самого автора.

При том, что это может быть и то, и другое в одном человеке, в зависимости от тем, которые он описывает. Иногда, зная, что этот текст будет для меня мучительным, я его откладывал и предпочитал не писать. А в одном из ранних произведений я написал: «Эта повесть должна написаться радостно и легко, чтобы так же легко она читалась». Верю, что это состояние автора передается читателю.

Нельзя говорить о каком-либо «надо» в литературе. И когда речь идет о практике, то это скорее внутренняя работа автора, его желание превратить письмо в стратегию своего духовного развития. Конечно, нельзя хорошо писать без практики, она нужна, хотя и может быть очень разной. Как у японцев, которые ежедневно по несколько часов занимаются боевыми искусствами. Или как у американцев или европейцев, которые раз в неделю идут в йога-центр, а потом живут такой жизнью, которая отрицает их тренировки.

Конечно, есть случаи, когда, даже несмотря на ежедневную практику, людям не удается выскочить за пределы своей ограниченности и достичь желаемых результатов. Хотя некоторые умения одинаково отшлифовываются. Лично для меня важно чувствовать прогресс. Но я не могу сказать, что это кривая, которая растет от качества. Речь идет скорее об эволюции, когда есть изменения, новации, новые приемы, когда возникают новые мотивы. Мне нравится разнообразие, и это побуждает меня не придержаться одного, пусть даже очень удачного, шаблона. Письмо должно прорастать, как трава и деревья, порой совершенно неуправляемо.

Если вы — начинающий писатель, то советуем уже задуматься о монетизации своего творчества и возможности для развития. Вот несколько советов:

1. Выстраивайте свой персональный бренд в соцсетях , работайте на портфолио и развивайте сеть знакомств — с коллегами, издателями, литературными агентами.

2. Участвуйте в резиденциях для писателей . Так вы получите творческую среду, опытных менторов и драгоценное время, которое можно посвятить письму, ведь все расходы на проживание обычно возмещают организаторы. А еще вы сможете окунуться в уникальную атмосферу локации. Актуальные резиденции со всего мира можно посмотреть , а также не забывайте про украинские, особенно

Всем добрый мур!

В эфире вновь рубрика "Три мысли перед сном". Напоминаю, что желающим оставлять комментарии предлагаются темы, и ваша задача - написать три мысли или три суждения, которые так или иначе связаны с этой темой. Также эти мысли желательно развить. Все же сообщество у нас писательское. И мы используем любую возможность для того, чтобы развить навык.

Ах да. Если уж мы об этом заговорили. Что же это такое: тренировка писательского навыка?

Сегодня я выложила пост в своем Instagram, где очень коротко высказалась по поводу тренировки писательского навыка. Мне часто задают вопрос: как это можно делать, если я не пишу "ничего серьезного"? И я всегда отвечаю: важно понимать суть термина "писательский навык". Мы говорим об умении выражать свои мысли и идеи так, чтобы вызывать у нашего читателя эмоции. Если текст не вызывает у читателя эмоций (положительных или отрицательных), то это мертвый текст. Наша цель - "зацепить" аудиторию, задеть ее за живое.

То есть, речь не столько о "красивом тексте" (который часто как раз-таки бывает мертвым") и не столько об "уникально стильном тексте" (мне даже писать такое странно, удивительно, что кто-то за таким гонится), сколько свободной манере выражения мыслей. Я иногда слышу: "Идея в голове хорошая, а на бумаге плохая. В итоге варю истории в голове и пишу в голове". Мы думаем, что нам не хватает каких-то специфических писательских навыков. Но это не так! Невозможно приобрести специфический навык, нет смысла работать над стилем (если уж вы решили это делать), если у вас недостаточно натренирован основной писательский навык.

И это - выражение мыслей как таковое!

Звучит глуповато, не так ли? Все писатели умеют выражать мысли! Вы правы. А как у вас обстоят дела со свободным письмом? Возьмем нашу "Еженедельную зарисовку". Вы каждую неделю пишете туда миниатюру? А как у вас обстоят дела со свободным выражением мыслей на абстрактную тему? Как давно вы пробовали себя в новых жанрах? Как давно писали персонажей, которые не похожи на ваших привычных героев?

Лучший тренажер для писательского навыка - это свободное письмо. Такие задания убивают двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они тренируют "мышцу" генерации идей, жизненно необходимую любому автору. Во-вторых, они позволяют вам понять, как в вашем конкретном случае обстоят дела со свободным письмом. Скажу нехорошее, но... если вы работаете только с привычным, только по планам и шаг влево, шаг вправо - расстрел, то вы свой навык не тренируете. Ибо тренировка - это когда вы повышаете нагрузку.

Как можно тренировать писательский навык в том случае, если вы только начинаете заниматься творчеством? Подойдет все - от бумажного дневника до блога, от статей в социальных сетях до коротких постов в Instagram. Я повторяла, повторяю и буду повторять: стиль вырабатывается в процессе работы над навыком. Регулярной, ежедневной работы. Работа над стилем без работы над навыком - это как взять таблетку и вылечить головную боль, но оставить без внимания основную проблему (к примеру, внутричерепное давление). О том, что "хороший стиль" - это понятие очень растяжимое, я уже не говорю.

Я знаю авторов, которые до безумия правят свои произведения, украшая их, и они уверены, что работают над стилем. Чепуха полная. Работать над стилем можно только в одном случае - если вы пишете. А потом - пишете еще лучше. И еще лучше. И еще лучше. Осталась самая "малость" - писать каждый день!

А что вы думаете о тренировке писательского навыка, друзья? Ваши три мысли перед сном?

С любовью, Настя

Что даст вам книга . После прочтения вы с легкостью будете подбирать правильные слова, прочувствуете родную речь на интуитивном уровне и еще сможете на автопилоте обходить тавтологии и штампы.

Описание . Нора Галь – практически недостижимый эталон. Она стала кумиром миллионов писателей, редакторов и переводчиков. В своей книге «Слово живое и мертвое» советская литературная икона на конкретных примерах разбирает типичные ошибки начинающих и профессиональных авторов.

Нора Галь ратует за сохранение чистоты русского языка, искоренение в текстах заимствованных слов и словосочетаний. Не стану спорить, периодически она перегибает палку, как, например, с адаптацией имен собственных. Однако в количестве полезных советов незначительные спорные моменты растворяются без остатка.

2. «Живой как жизнь», Корней Чуковский

Что даст вам книга . Она поможет выработать чувство меры и сформировать отличный литературный вкус. Отобьет всякое желание использовать закостенелые лингвистические формы.

Описание . Хотя книга-размышление Корнея Чуковского «Живой как жизнь» была впервые издана в далеком 1962 году, она до сих пор не потеряла актуальности. Детский писатель в ходе анализа проблем русской словесности приходит к выводу, что львиная доля из них возникает ввиду засилья бюрократических оборотов. Особенно опасен канцелярит при ориентировании на юного читателя.

3. «Высокое искусство», Корней Чуковский

Что даст вам книга . «Высокое искусство» станет подспорьем для всех без исключения переводчиков. Автор в юмористической форме дает ценные советы, позволяющие избежать досадных оплошностей и сохранить в неизменном виде эмоциональный посыл оригинала.

Описание . Как таковой логической структуры у книги нет, но она и не позиционируется в качестве классического учебника. Присутствуют отдельные разделы, посвященные словарному запасу, ритмике и синтаксису. Подробно рассмотрена специфика перевода, как прозы, так и стихотворений. Невероятно здорово высмеиваются ляпы известных переводчиков, а также приводятся примеры хороших и плохих адаптаций.

4. «Как писать книги», Стивен Кинг

Что даст вам книга . Стивен Кинг расскажет, какие навыки необходимо развивать, чтобы ваши произведения стали бестселлерами и вошли в золотой фонд жанра.

Описание . Король ужасов является одним из самых продуктивных писателей. Его дневная норма составляет 2000 слов. Он работает каждый день, невзирая на физическое состояние и наличие вдохновения. Интересен факт - некоторые наиболее популярные произведения Кинг создал в состоянии наркотического опьянения. Метр признается, что совершенно не помнит, как написал «Томминокеров», «Мизери» и «Оно».

Ответственный подход отличает профессионала от любителя. Автор призывает относиться к писательству, как к работе и не бояться налажать. Стивен Кинг без тени сарказма, говорит, что только за счет неустанного труда и постоянной корректировки собственных ошибок можно научиться чему-то новому, узнать слабые и сильные стороны своего таланта. Он рассказывает о важности расстановки приоритетов. Например, создание атмосферы куда важнее тщательной прорисовки внешности героев, хотя и о ней забывать не стоит.

5. «Как писать хорошо», Уильям Зинсер

Что даст вам книга . Следуя советам Уильяма Зинсера, вы обретете независимость от жанра и сможете писать на любые темы без особых трудностей. Автор приводит практические методики, позволяющие вплотную приблизиться к совершенству.

Описание . Книга «Как писать хорошо» коренным образом отличается от других подобных руководств. Она напрочь лишена романтизма и окрыленных вставок, вводимых «для пущей литературности». Уильям Зинсер подходит к созданию текстов довольно прагматично. Автор затрагивает болезненную тему бюрократического мыслеизъяснения, описывает техники повышения читабельности и улучшения восприятия. Зинсер заклинает отказаться от принижения читателя и рекомендует давать разъяснения, а не сыпать терминологией.

6. «50 приёмов письма», Рой Кларк

Что даст вам книга . Поможет отыскать уникальный авторский стиль, адекватно воспринимать принимать критику и отполировать мастерство до медного блеска.

Описание . Каждый раздел имеет небольшой объем, максимальный размер не превышает 850-900 слов. Вода и лирические отступления полностью отсутствуют. Вначале идет постановка конкретной задачи, а по мере прочтения текста вы уже понимаете, как ее решить. Благодаря лаконичности информация записывается на подкорку моментально. После каждой главы предусмотрен практикум, предназначенный для лучшего усвоения пройденного материала.

7. «Школа литературного мастерства», Юрген Вольф

Что даст вам книга . Вы узнаете обо всех этапах создания литературного произведения, начиная от зарождения идеи и заканчивая публикацией и продвижением. Научитесь интересно и логично строить повествование, удерживать внимание читателя и преодолевать препятствия, возникающие на пути к всемирному признанию.

Описание . Юрген Вольф делает акцент на коммерческом успехе. С высоты прожитых лет и накопленного опыта он дает характеристики основных категорий читателей. Важно не только писать хорошие книги, но и подбирать тематику с учетом интересов целевой аудитории. Писатель должен заполучить навык продажи своего таланта по самым выгодным тарифам, не гнушаясь появлениями на телевидении и рекламы в СМИ.

8. «Новостная интернет-журналистика», Александр Амзин

Что даст вам книга . Вы узнаете, как писать «цепляющие» заголовки, структурировать интернет-контент, научитесь работать с блогами и мониторить сообщения пресс-служб.

Описание . Хорошая новость начитается с заголовка. Это же утверждение справедливо для всего контента, публикуемого на просторах сети. Читателя необходимо максимально заинтересовать, чтобы он кликнул по ссылке. Под раскрытие вопроса о привлечении внимания аудитории в книге отведено немало страниц. Также рассмотрены последние тенденции, главенствующие в сфере новостной журналистики.

9. «Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери

Что даст вам книга . Вы поймете, как рождается сюжет, что нужно для возникновения замысла и как обуздать своенравную Музу.

Описание . Из рассуждений Рэя Брэдбери о природе творчества можно почерпнуть массу полезных сведений. Автор поделится с читателем, как именно создавались те или иные его произведения. Он подробно опишет свои способы борьбы с отсутствием вдохновения. Изюминка книги «Дзен в искусстве написания книг» в ее простом слоге. Порой создается впечатление, будто вы сидите на уютной кухоньке и попиваете чай в компании прославленного фантаста.

10. «Справочник по правописанию и литературной правке» и «Универсальный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика», Дитмар Розенталь

Что даст вам книга . Вы получите исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с пунктуацией, орфографией, стилистикой. Вы поймете, как нужно вносить правки в художественные произведения и как довести до ума даже самый отвратительный текст.

Описание . Справочники Дитмара Розенталя должны стать настольными руководствами для каждого уважающего себя писателя. Вы обязаны хранить их у изголовья кровати и перечитывать перед сном, как Библию.

Приведенные в подборке книги будут путеводными звездами, освещающими тернистый путь к литературной славе. Искренне надеюсь, что они помогут вам стать на ступеньку выше и добиться потрясающего прогресса в выбранной сфере деятельности.

Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт…

— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.

Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.

Мне было очень интересно подготовить этот курс.

Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».

Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.

1. Пиши по-своему». Для самых начинающих писателей

В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги - помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.

2. Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя

Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» - известных и малоизвестных, - позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.

3. Написать свою книгу. То, чего никто за тебя не сделает

Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя - эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.

Основы писательской работы. Экспресс-курс

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

2. Литературная студия: открытие возможностей

Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.

Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.

Представьте, что вы написали рассказ/повесть/роман… Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.
Вы отправите свое произведение родственникам, потом ближайшим друзьям, знакомым и т.д.
И сразу можно сказать — никто из них вам честно не расскажет о степени вашего таланта. И на это есть ряд объективных причин…

Как можно рассмотреть талант писателя:

Каждый «автор-новичок» пишет относительно одинаково. Как бы это грубо не звучало, но в начале своего творческого пути, писатель выдает «на-гора» компиляцию из чужих мыслей и идей, слегка приправленных личным мнением. Так начинают писать все молодые литераторы, и в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально любой писатель хочет «написать что-то похожее», и только потом пишет истинно собственные произведения.
Именно поэтому вешать на себя ярлыки «есть талант» либо «нет таланта» бесполезно. Единым мерилом таланта является количество читателей, которые полюбили книги писателя и желают новых историй.

Как прийти к писательскому мастерству

На этот вопрос есть только один ответ: «Нужно писать, много, много, много писать…». Каждый признанный литератор когда-то был новичком, произведения которого не принимались в редакциях.

И каждый известный писатель пробился через все препоны и получил своего читателя.
Прийти к успеху в написании интересных книг можно только одним путем — практиковаться в печатном слоге, и не сдаваться при первых неудачах.

Попробуем разложить литературное мастерство на две составляющие:

Техника. В данном случае речь идет об умении красиво «играть со словами». Можно иметь в голове гениальные задумки и великолепные сюжетные истории, но при этом не написать ничего путевого… Причина проблемы очень простая — есть большая разница между созданием истории в голове, и ее описанием в словах. Писать книги нужно учиться. Просто брать и писать «в стол»… Если у вас есть интересные идеи, то начните писать, а все остальное приложится.

Интеллектуальность. Умение придумывать яркие сюжеты и вкладывать глубокий смысл в свои произведения не менее важное, чем способность составлять красивые предложения. Но если положиться только на свой интеллект, и не обращать внимания на тщательный подбор метафор, построение ритма текста, создание композиции и т.д., то вряд ли у вас получится пробиться в печать. Существует множество примеров того, как перспективные авторы так и не начинали издаваться из-за собственной лени и нежелания кропотливо работать над текстом.
Для успешной писательской деятельности нужно соединить оба составляющие таланта – техническое мастерство и интеллектуальность. Только так начинающий писатель сможет начать создавать действительно интересные произведения.

Для развития писательского таланта может потребоваться много времени, в течении которого литератору нужно постоянно расти над собой иначе можно «исписаться» так и не добившись успеха.

В развитии писательского мастерства вам поможет следующая литература:
Джефф Колвин «Выдающиеся результаты. Талант не при чем!»
Дэниел Койл «Код таланта»
Малкольм Глэдуэлл «Гении и аутсайдеры»

Как улучшить свои писательские навыки

Используйте сильные слова

Благодаря сильному слову простое предложение получает мощный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Наиболее сильной частью речи является глагол. Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга активности. Когда вы проявляете сознательные усилия, то размышляете, что является отличным способом тренировки писательских навыков.

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные труды. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, то больше настраиваетесь на его волну, стиль, внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в конкретном случае.

И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти слова зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащите их все наружу, они перестанут быть настолько неосознанными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это воспринимают. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна бы она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который должен вызвать нужную вам реакцию, и посмотреть, сработает ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это отличное упражнение: посмотреть на яблоко и описать его на 5000 знаков. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо (фрирайтинг)

Чтобы развить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь, что даже бесцельная писанина помогает улучшить свои навыки.

Самый важный совет: пишите от руки . Это важно для осознанности. К тому же многие ученые сходятся в том, что моторика активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Коды на очки навыков на Скайрим

Читерство, в частности использование на Скайрим кодов на навыки, часто критикуют. При этом обращать игровые недоработки себе на пользу не считается зазорным. Редкие игроки никогда не атаковали безответных Ралофа или Хадвора по пути из Хелгена.

Бесплатных уроков стрельбы у доверчивого Фендала не брали, наверное, единицы, а попрактиковать боевые навыки на Тенегриве сам Талос велел.

Быстрая прокачка персонажа при помощи кодов ничем, в принципе, не отличается от перечисленных действий. Такой способ развития навыков отнимет меньше времени и убережет клавиатуру с мышкой от преждевременного износа.

Повышающие навыки коды на Skyrim

Чит «player.setav» используется в целях увеличения реального значения навыка, к которому прибавляется базовое значение, умноженное на указанный игроком процент. Формула введения:

player.setav [Х] [Y]

Вместо «X» ставится англоязычное наименование навыка, а «Y» означает число процентов, на которое увеличится умение. Например, повысить навык владения двуручным оружием можно так:

player.setav TwoHandedPowerMod 50

Аналогичным образом прокачивают стрельбу (MarksmanPowerMod), блокировку (BlockPowerMod) и одноручное оружие (OneHandedPowerMod).

Все коды на усиление навыков:

  • OneHandedPowerMod — одноручное оружие
  • TwoHandedPowerMod — двуручное оружие
  • MarksmanPowerMod — луки
  • BlockPowerMod — щит
  • SmithingPowerMod — кузнечное дело
  • HeavyArmorPowerMod — тяжелая броня
  • LightArmorPowerMod — легкая броня
  • PickPocketPowerMod — карманная кража
  • LockpickingPowerMod — взлом
  • SneakPowerMod — скрытность
  • AlchemyPowerMod — алхимия
  • SpeechcraftPowerMod — красноречие
  • AlterationPowerMod — изменение
  • ConjurationPowerMod — колдовство
  • DestructionPowerMod — разрушение
  • IllusionPowerMod — иллюзия
  • RestorationPowerMod — восстановление
  • EnchantingPowerMod — зачарование
  • Коды Skyrim на очки навыков

    Используя некоторые читы, можно быстро развить умения Довакина и открыть все нужные перки.

    advskill [Х] [Y] — повышает навык Х на Y очков опыта. Это основной код, используемый для прокачки персонажа.

    Пример использования для Зачарования:

    advskill Enchanting 100 — добавляет Зачарованию 100 очков (но не уровней).

    player.setav [Х] [Y] — задает Y уровень умению Х. Не влияет на очки опыта.

    Пример использования для Иллюзии:

    player.setav Illusion 50 — Довакин получает 50 уровень Иллюзии.

    Инструкция для полной прокачки:

    Чтобы развить все навыки на Skyrim, коды на уровни и опыт придется применять последовательно.

    1. Поднять навык командой advskill.

    2. Сбросить уровень командой player.setav.

    3. Полученные очки опыта потратить на приобретение всех необходимых перков.

    4. Повторить действия для других навыков.

    Пример для легкой брони:

    advskill LightArmor 999999

    player.setav LightArmor 0

    Все коды на прокачку навыков:

    • Alchemy — алхимия
    • Alteration — изменение
    • Conjuration — колдовство
    • Destruction — разрушение
    • Enchanting — зачарование
    • Illusion — иллюзия
    • Restoration — восстановление
    • Marksman — стрельба
    • Block — блок
    • HeavyArmor — тяжелая броня
    • LightArmor — легкая броня
    • Lockpicking — взлом
    • Onehanded — одноручное оружие
    • Twohanded -двуручное оружие
    • Pickpocket — карманная кража
    • Smithing — кузнечное дело
    • Sneak — скрытность
    • Speechcraft — красноречие
    • Инструкция для быстрой прокачки:

      Разумеется, вводить массу, пусть и однотипных, команд — утомительно. Нужные читы потребуется держать под рукой, распечатывать, переписывать, а то и запоминать. Куда проще создать или скачать готовый файл, содержащий нужные коды на очки навыков Скайрим.

      Порядок действий:

      — скачать архив;

      — извлечь два текстовых файла в корень игры;

      — запустить Скайрим;

      — открыв консоль, последовательно ввести «bat allskills» и «bat allperks».

      Первый чит повысит все навыки до максимума, второй — откроет доступные в игре перки.

      Корректировка характеристик персонажа:

      Команда player.setav может дополнительно использоваться для увеличения/уменьшения количества маны, здоровья и сил Довакина. Вместо названий навыков используйте параметры Health, Magicka и Stamina, плюс число, обозначающее максимальное значение той или иной характеристики.

      Пример использования для магии:

      player.setav Magicka 500

      Дополнительно:

      Использование кодов очков навыков на Скайрим неизбежно повысит уровень персонажа. Таким образом, полученные преимущества окажутся бессмысленными — ведь противники также станут сильнее. Чтобы понизить уровень Довакина, используйте простой код «player.setlevel Х», где Х означает, собственно, номер нужного уровня.

      Если хотите действия - не пишите. Идите к человеку и скажите ему лично, что вам нужно.

      Генри Миллер

      Работая над своим романом «Тропик Рака», Генри Миллер составил 11 заповедей писателя и его ежедневной творческой рутины, которые помогли ему закончить произведение.

      Он также зафиксировал на бумаге тот распорядок дня, которого следует придерживаться во время работы.

      11 заповедей писателя

    Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.

    Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».

    Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.

    Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!

    Когда невозможно творить, можно работать.

    Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.

    Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.

    Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.

    Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.

    Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.

    Первым делом - всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино - это все потом.

Распорядок дня

Утро. Если нет сил - пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя.
Если в норме - пиши.

День. Часть работы перед глазами - следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.

Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком - если мокро, на велосипеде - если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.

Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки - раз в неделю.


Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек известен своим подходом к написанию текстов в духе соцреализма - говорить исключительно о том, что действительно важно. В своем интервью 1975 года журналу The Paris Review он поделился своими творческими секретами.

    Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц - просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.

    Пишите свободно и так быстро, как можете - чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе - это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

    Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе - нет. В литературе ваша аудитория - это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.

    Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше - оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.

    Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.

    Если вы пишете диалог - проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.


Курт Воннегут

Курт Воннегут - один из ключевых американских писателей и журналистов XX века, мастер сатирических рассказов и очерков. В своем видео-интервью он дал восемь советов о том, как написать хороший рассказ.