Новые правила применения ккт в. Закон «О применении контрольно — кассовой техники

Добрый день, уважаемые ИП!

В последнее время часто получаю письма с вопросами по новым ККМ, которые будут вводиться уже с 2017 года. Напомню, что их хотели ввести еще в 2016 году, но отложили эту идею на один год.

Итак, час ИКС близится. И в этой небольшой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые раздаются снова и снова.

Для удобства, данная статья будет построена не как обычно, а в формате “Вопрос/Ответ”.

Когда будут вводить новые кассы для ИП и компаний?

Согласно последним данным сроки перехода на новые онлайн-кассы будут следующими:

1. С 1-го февраля 2017 года будут регистрировать ККМ только нового типа. Это значит, что если Вы заявитесь ставить на учет обычную кассу (как те, которые используются сейчас), то вам откажут. То есть, с февраля в ФНС нужно приходить ТОЛЬКО с ККМ нового типа.

2. Если же у Вас уже есть ККМ, то Вам необходимо будет купить онлайн-кассу(или модернезировать старую кассу) не позже 1-го июля 2017 года. То есть, придется выложить деньги на новую ККМ или ее модернизацию, что печально. Учитывая их стоимость.

Я ИП на ЕНВ (или ПСН). Мне нужно покупать ККМ нового типа?

Действительно, сейчас (в 2016 году) многие выбирают ПСН и ЕНВД только потому, что на этих системах налогообложения можно НЕ применять ККМ. Но такая льгота сохранится только до 1-го июля 2018 года. Затем, ИП на ЕНВД (ПСН) тоже должны будут купить ККМ, если они работают с наличными деньгами. То есть, принимают от физлиц деньги наличными.

Обновление: для большинства ИП на ПСН или ЕНВД дали отсрочку еще на один год — до 1 июля 2019 года. Можете прочитать о или просто посмотрите новое видео ниже:

А что это за кассы такие? Чем они отличаются от обычных?

В отличие от тех ККМ, что используются сейчас, они СРАЗУ передают данные через Интернет куда надо =) . То есть, в ФНС. Как понимаете, придется еще и организовать доступ в Интернет для таких касс.

Также будет фиксироваться так называемый “электронный чек”, который покупатель не сможет потерять в принципе.

А если я живу в глухой тайге, где нет доступа в Интернет? Как тогда быть?

Не беспокойтесь, наши депутаты и такой момент предусмотрели. В законе четко сказано, что для мест, где нет доступа в Интернет сохранится возможность применять кассы без передачи данных в ФНС в режиме «онлайн».

Честно говоря, я слабо представляю, как такой список можно будет составить, но вот обещают.

Вот, что дословно сказано по этому поводу в законопроекте, который прошел одобрение в третьем чтении:

«В отдаленных от сетей связи местностях , определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи , утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.»

То есть, просто так не получится отказаться от использования новых ККМ в 2017 году, если ваш населенный пункт НЕ попадет в этот волшебный список.

А что будет, если я не куплю новую ККМ?

На самом деле, предусмотрены довольно суровые штрафы. Сделано все, чтобы предприниматели массово применяли новые кассы.

Опять-же, позволю себе процитировать выдержку из законопроекта, и выделить главные моменты:

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.»;

«3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как понимаете, приостановка работы любого магазина на 90 дней – это почти приговор.

А где можно прочитать полностью этот увлекательный закон?

На момент написания статьи он проходил согласование в Совете Федераций. По плану, он должен быть подписан Президентом России 29-го июня.

Сам законопроект уже прошел одобрение в третьем чтении в Госдуме. Так-что, маловероятно, что он серьезно изменится.

Короче, читайте вот здесь:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=968690-6&02

В нем 130 страниц, если что =)

Полное название: “О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации”

Что делать? Как быть? Куда бежать?

Советую заранее обратиться в компании, которые продают кассы для ИП и обслуживают их. Наверняка они уже давно подготовились к этому глобальному событию и давно находятся в предвкушении =)

Мало того, многие компании уже сейчас применяют новые ККМ, не дожидаясь 2017 года.

Одним словом, продумайте стратегию перехода на новые ККМ ЗАРАНЕЕ.

Только смотрите на даты публикаций, так как многое уже поменялось за этот год. Например, ранее говорили, что “старыми” ККМ можно будет пользоваться еще 7 лет, что уже неактуально.

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2019 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2019 году?"

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2019 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Уважаемые читатели, готова новая электронная книга для ИП на 2019 год:

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2019 году?"

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2019 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Но переход на онлайн кассы происходил постепенно.

Закон об онлайн кассах: в чем суть

Закон обязывает организации и ИП применять модели ККТ с фискальными накопителями данных (ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). С помощью новых ККТ сведения о проведенных операциях с наличными или с использованием электронных средств платежа будут передаваться через операторов фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме. По Закону об онлайн кассах, чтобы стать таким оператором, российская организация должна получить соответствующее разрешение на обработку фискальных данных.

Соответственно, сегодня многим организациям и ИП приходится приобретать такие онлайн кассы. Цены на них, конечно, отличаются. Вместе с тем для соблюдения требований нового Закона об онлайн кассах технику не обязательно полностью менять, какие-то аппараты можно модернизировать.

Отметим, что на сайте ФНС создан раздел, посвященный порядку перехода на онлайн кассы. Последние новости и разъяснения налоговиков по этому вопросу появляются именно там .

Кабинет ККТ

С 19.08.2017 фирмы и ИП, применяющие онлайн-кассы, в некоторых случаях обязаны общаться с ИФНС по «кассовым» вопросам только через интернет-кабинет ККТ. И соблюдать при этом определенные сроки, иначе может быть штраф. Доступ к кабинету ККТ возможен лишь через информационный сервис на сайте ФНС «Личный кабинет налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Онлайн кассы для тех, кто ККТ вправе не применять

Те организации и ИП, которые до вступления в силу комментируемого Закона были вправе не применять ККТ, и далее могут ее не применять вплоть до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). То есть такое право есть у вмененщиков, у предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ч. 7 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), а также у тех, кто ведет торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Правда, если ИП ведет торговлю через автоматы и у него нет работников, то от применения ККТ он освобождается вплоть до 01.07.2019. Также до этой даты могут не применять ККТ организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению (кроме организаций и ИП с работниками, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания) и оформляют при этом БСО (ч. 8 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Закон об онлайн кассах: что изменилось для потребителя

При расчетах продавец, как и ранее, должен выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Но если до момента расчета покупатель сообщит продавцу свой абонентский номер телефона или адрес электронной почты, то онлайн касса отправит ему чек или БСО в электронном виде - на телефон или e-mail (п. 2 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

Налоговая служба комментирует данное новшество как исключительно положительное для потребителей. Ведь, получив электронный кассовый чек, покупатель может не бояться его потерять, что важно с точки зрения защиты прав потребителей. С другой стороны, далеко не каждый клиент согласится предоставить свой номер телефона или e-mail продавцу из-за опасений получить новую порцию рекламных сообщений.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Еще прошлой весной стало известно о выходе проекта, который подразумевал изменения в использовании контрольно-кассовой техники и способе передачи сведений о продаже в налоговую инспекцию. 31 декабря 2015 года данный проект прошел общественные обсуждения и был передан в Госдуму.
В Госдуме он числится, как Законопроект № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации(о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)".

26 февраля 2016 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"». Следующим этапом станет сбор поправок к данному законопроекту и проведение второго чтения, которое было перенесено на 13 мая (изначально назначено на 10 мая).

А теперь подробнее о том, что из себя представляет сам проект.

Сроки введения изменений в 54-ФЗ

Таким образом, мы видим, что те, кто хочет, могут в тестовом режиме подключиться к проекту уже в апреле 2016 года. Для всех остальных крайним сроком подключения к проекту станет июль 2017 года. А с 1 февраля 2017 года налоговая инспекция будет ставить на учет лишь ККТ нового образца. Мы рекомендуем задуматься о подключении заранее, чтобы 1 июля 2017 года у вас не возникло непредвиденных сложностей.

Какие изменения нас ждут в соответствии с нововведениями в 54-ФЗ?

Предстоит изменение схемы взаимодействия клиента с налоговыми органами и ЦТО. Если раньше схема выглядела так:

Т.е. магазин, который хочет установить себе ККТ, должен приобрести ее у дистрибьютора этой техники, заключить договор обслуживая в ЦТО (зачастую ЦТО также являются и дистрибьюторами техники) и поставиться на учет в налоговые органы.

Новая схема будет выглядеть приблизительно так:

Первый пункт понятен и остался прежним. Вы просто покупаете оборудование у дистрибьютора. Что идет дальше по новой схеме? Дальше вы регистрируетесь онлайн в налоговой и заключаете договор на обработку фискальных данных с одним из операторов фискальных данных, кратко - ОФД. Т.е. ваши данные о каждом пробитом чеке в электронном виде ККТ будет передавать в ОФД, где они накапливаются (и хранятся), а затем передаются в налоговую.

Подойдет ли ваша старая кассовая техника для работы в новых условиях?

Подойдет при условии, что ее поставщик выпустит специальный комплект доработки, который позволит вам заменить вашу старую ЭКЛЗ (в соответствии с новым законом она будет уже не нужна) на так называемый фискальный накопитель. В нем будут хранится в нередактируемом и, по желанию, зашифрованном виде данные о всех проведенных чеках.

Замена блока фискальной памяти осуществляется каждые 15 месяцев (сейчас – 13), а для малого бизнеса (плательщиков патента, упрощенной системы налогообложения) и сферы услуг – каждые 36 месяцев.
При этом вы обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах;

Какое оборудование уже подходит под закон?

На данный момент под закон уже подходит автономная касса АТОЛ FPrint-90АК .

  • АТОЛ FPrint-90АК содержит встроенный 2G модем для онлайн передачи данных в ОФД,
  • АТОЛ FPrint-90АК может хранить до 10 000 товаров, что позволит с вступлением в силу поправок к 54-ФЗ вести полноценную базу товаров.

В ближайшее время ожидается выход других ККМ, подходящих под новые требования.

Электронные чеки для покупателя

Теперь клиенту вместо бумажных чеков вы обязаны выдавать электронные. А бумажные уже по требованию клиента. Электронный чек должен быть выслан на электронную почту клиента. Отправку электронного чека можно также перепоручить вашему ОФД.

ККТ для патента и сферы услуг

Применение ККТ распространяется на плательщиков патента и предприятия сферы услуг; при этом сохраняет возможность выписать бланк строгой отчетности от руки, но только для видов деятельности, определенных Правительством РФ.
При этом у предприятий сферы услуг, а также лиц, применяющих патент (то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ) будет еще целый год для перехода на новый порядок – до 1 июля 2018 года.
Это значит, что ЕНВД и патент тоже должны начать применять контрольно-кассовую технику начиная с 1 июля 2018 года.

Кто освобожден?

По закону есть определенный перечень освобожденных от применения ККТ видов деятельности. В основном это ярмарочная торговля, торговля в киосках, торговля квасом и пивом из цистерн, продажа ценных бумаг, продажа билетов на транспорт, разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях и др. Полный перечень вы можете найти в п.5. статьи 2 законопроекта изменений в 54-ФЗ.

Подведем итог

  1. Либо приобрести новую фискальную технику, либо доработать старую под новые требования.
  2. Зарегистрировать или перерегистрировать ККТ в налоговой в режиме online
  3. Заключить договор о обработке фискальных данных с одним из ОФД (оператором фискальных данных)
  4. Обеспечивать исправную работу ККТ и передачу каждого чека в ОФД, который затем передает эти данные в налоговую.
  5. Высылать клиенту чек в электронном виде или, по его требованию, выдавать бумажный.
  6. Раз в 15 месяцев производить замену блока фискальной памяти.
  7. Обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах.

Что означает контрольно-кассовая расчетная техника? Это устройства, записывающие и сохраняющие информацию в ФН, отпечатывающие фискальные акты, и транспортирующие их в органы ФСН через обработчика сведений по расчетным операциям. А так же распечатку информации на носителях бумажного типа по требованиям законодательства РФ, об использовании контрольно-кассовой техники. Как использовать контрольно-кассовую технику предприятиям и индивидуальным предпринимателям подробно описано в ФЗ - 54 ст. 2.

Федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» был разработан в апреле 2003 г. и принят в мае.

ФЗ - 54 устанавливает систему применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах на территорий РФ, с целью сохранить безопасность и персональные интересы клиентов, права потребителя, сохранить регламентированную законом расчетно-платежную систему, объем учета прибыли на предприятиях и у ИП.

Последние изменения, касающиеся применения ККТ

Обновленная редакция ФЗ № 54 начала действовать год назад. Как изменения вступили в силу? Модернизировалось название Федерального закона - добавилось словосочетание «с использованием электронных средств платежа», вместо «платежных карт». Были модернизированы и дополнены ст. с первой по седьмую настоящего ФЗ о использовании контрольно-кассовых аппаратов.

  • Ст. 1.1 о базовых понятиях, применяемых в настоящем ФЗ;
  • Ст. 1.2. об областях и регламенте использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 2 об особенностях использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 3 обновлена и дополнена ст. 3.1;
  • Ст. 4 обновлена. Добавлены ст. 4.1- 4.7;
  • Ст 5 об обязанностях предприятий и ИП, осуществляющих расчетные операции потребителей была изменена;
  • Ст. 7 о правах и обязанностях органов налоговой службы при контроле за соблюдением положений законодательства при эксплуатации контрольно - кассовой техники.

54 ФЗ п 2 ст 2

Новые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники отрегулированы в п 2 ст 2 федерального закона 54 ФЗ. В новой редакции увеличился перечень предприятий и ИП, которым применять контрольно- кассовую технику необязательно. Кто имеет право производить операции расчета без использования контрольно-кассового аппарата:

  • Оказывающим услуги по починке обувных изделий;
  • Занимающимся починкой и изготовлением галантерейных металлических изделий;
  • Продающим изделия типа «хенд-мейд»;
  • Сдающим в наем жилплощадь;
  • Реализующим печатную периодическую продукцию (газеты, журналы), через киоски и ларьки;
  • Реализующим безалкогольную разливную продукцию, мороженные десерты;
  • Реализующим продукцию из автоцистерны;
  • Сезонным продавцам, торгующим сельхозпродукцией;
  • Торгующим на ярмарках, выставках, в розницу на рынке;
  • Владельцам аптек, находящихся в населенных пунктах, где аптечные сети отсутствуют;
  • Реализаторам трудящимся в отдаленных по местоположению пунктах (села, деревни, и.т.п.). Пункт должен значится в официальном перечне труднодоступных и отдаленных населенных объектов РФ.

По новым правилам, реализаторы работающие в отдаленных местностях должны по запросу предоставить акт покупки - отчетный бланк. В противном случае, их ждет административное взыскание, а за систематическое нарушение - запрет на торговлю.

Список, предприятий и ИП, обязанных использовать контрольно- расчетную кассовую технику, так же был расширен:

  • Платящие налоги по системам ЕНВД и ПСН. В обязательном порядке применение контрольно-кассовой техники для них вступает в силу с 01.07.2018 года. До этого момента они обязаны предоставить потребителю акт, подтверждающий оплату, по его запросу;
  • Владельцы торговых автоматов должны до 01.07.2018 оснастить устройства контрольно-кассовой техникой;
  • Владельцы терминалов для оплаты услуг обязаны оборудовать устройства контрольно кассовой техникой для онлайн расчетов платежей.

Контрольно-кассовая расчетная техника передает сведения о расчет операциях в налоговую службу через ОФД (оператор фискальных данных). По новым требованиям закона крупные предприниматели, имеющие контрольно-кассовую технику, обязаны заменять фискальный накопитель каждый год. Для владельцев малого бизнеса - период замены - каждые три года.

Процедура регистрации контрольно кассовой техники значительно упрощается. Есть право заполнить бумажную или электронную заявку. Причем, если регистрация электронная пользователь не обязан приходить в органы ФСН.

Теперь потребителю выдается только электронный чек. Если расчет произошел через интернет - чек электронный. Если покупка не в интернете, выдается чек на бумажном носителе, но запросу потребитель имеет право получить и электронный

При любых расчетных операциях потребитель получает на емайл адрес электронный чек. Если у него нет электронного адреса или он запрашивает чек на бумажном носителе, продавец должен его выдать. Реквизитные данные в период совершения купли-продажи товара, которые нужно указать в документах по новому закону:

  • Число и время покупки;
  • Где была совершена покупка (наименование онлайн магазина или местоположение точки продаж);
  • Тип налоговой системы;
  • Величина НДС;
  • учетный код ФН.

Скачать ФЗ 54

Владельцы предприятий, реализующих товары, а так же индивидуальные предприниматели обязаны ознакомиться с новыми положениями ФЗ-54. При несоблюдении закона гражданам грозит административное взыскание - штраф. Размер штрафа от 10 до 30 тысяч рублей. Скачать Федеральный закон «»О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» можно по