Региональные экономики и региональный сепаратизм. Взаимоотношения между Центром и регионами России в конце XX - начале XXI века Хамидулин Владислав Саидович

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Строительство обновленной Федерации Гучаева Ф.Х учитель истории МКОУ СОШ№3 г.п.Чегем.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: подвести учащихся к пониманию принципов федеративного устройства по Конституции РФ 1993г; показать состояние межнациональных отношений и эволюцию национальной политики государства в 1990-е годы; выявить противоречивый характер процессов протекавших в сфере межнациональных отношений; дать оценку результатам и последствиям проводившегося в этой области в 1990-е годы политического курса. продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами.

3 слайд

Описание слайда:

Тип урока – изучение нового материала. Ресурсы занятия: учебник для 9 класса «История России XX – начало XXI» под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной; интерактивная доска, компьютер, презентация к теме, кейсы, видеоролик «Прекрасное далёко – 90-е». Ключевые вопросы темы: Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 года о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е годы.

4 слайд

Описание слайда:

Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Обществознания», темы « Формы государственного устройства», « Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации» Ключевые понятия: суверенитет, федерация, федеральный договор. Основные даты: 31 марта 1992г – подписание федерального договора, 10 декабря 1994г – ввод федеральных войск в Чеченскую республику.

5 слайд

Описание слайда:

(Актуализация опорных знаний учащихся) № 1. Делегат партийного съезда вспоминал, что 25 февраля, на заключительном заседании, где Первый секретарь ЦК КПСС читал «секретный доклад», посвящённый его предшественнику на этом посту, несколько делегатов, поражённых содержанием доклада, упали в обморок. 1) На каком съезде происходили описываемые события? 2) Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада? 3) Что так поразило в докладе делегатов съезда?

6 слайд

Описание слайда:

№ 2. «Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.» Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада? 2) Выделите основные особенности идеологии указанные в докладе?

7 слайд

Описание слайда:

№ 3.. «Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы… на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке …, должны прийти свобода хозяйственной деятельности…» 1) Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада? 2) С какими понятиями ассоциируется период его руководства?

8 слайд

Описание слайда:

№ 4. 1) Символами каких государств являются данные изображения? 2) Что их объединяет?

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка вывела необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х годов.

11 слайд

Описание слайда:

Ельцин призывал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Якутия, Бурятия, Тува, Чечня и другие поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении договора об особом статусе их республик. Б.Н.Ельцин – первый президент Российской Федерации.

12 слайд

Описание слайда:

В ноябре 1992 года Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В начале февраля 1992 года курултай татарского народа провозгласил независимость Татарии от России.

13 слайд

Описание слайда:

Федеративный договор. Центральная власть ускорила заключение Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 года представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Договор заключался в предоставлении национальным районам страны более широкие полномочия и перераспределение государственной собственности и власти; Россия становится федерацией независимых национальных государств; Родному языку предоставлялся статус государственного. По конституции русский язык был объявлен государственным языком для всех народов России

14 слайд

Описание слайда:

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

15 слайд

Описание слайда:

№ 5. Работа с источником. Из Конституции Российской Федерации Статья 5 1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации... Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Охарактеризуйте конституционные права лежащие в основе Российской Федерации?

16 слайд

Описание слайда:

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Однако новая конституция не действовала на территории Чечни и Татарстана, они же не подписали новый Федеральный договор. Многие законы в субъектах федерации не соответствовали общероссийским законам. Допустим в Татарстане невозможно было устроиться на работу без знания татарского языка. Это пугало и раздражало Центр. После давления Центра в феврале 1994 г. Татарстан был вынужден подписать Федеральный договор. Выступление президента Татарстана М.Шаймиева

17 слайд

Описание слайда:

№ 6. Работа с источником. Из выступления Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева в связи с шестой годовщиной провозглашения государственного суверенитета Республики Татарстан. 1996 г. «После принятия Декларации о государственном суверенитете... мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной федерации на договорной основе... Договор снял конфликтную ситуацию и внес стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана. Договор России с Татарстаном – благо не только для Татарстана. Это благо и для самой Российской Федерации». Почему договор с Татарстаном является, по словам М.Ш.Шаймиева, благом для республики, и для Федерации в целом?

18 слайд

Описание слайда:

Военно-политический кризис в Чечне. До лета 1994 года российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору. Не имея успеха, было усиленно давление. 10 августа 1994 года съезд чеченского народа поддержал решение президента Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость». Генерал Дж.Дудаев.

19 слайд

Важнейшим моментом взаимодействия трех уровней управления в стране - федерального, регионального, местного - является признание РФ в качестве единого и неделимого демократического государства. Регион (область, край, автономная республика) выполняют все функции управления, которые характерны для государственных субъектов управления на местах. Система государственной власти и управления в регионе основывается на разделении компетенции РФ и территориальных образований, а также на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

Региональная экономика развивается благодаря механизму, в основе которого находятся противоречия. Они выполняют роль внутренней пружины роста. Таких противоречий два: внешнее и внутреннее.

Основное внешнее противоречие регионального хозяйства – противоречие между центром и регионами. В условиях, когда противоречие региона и центра приводит к мобилизации ресурсов противоречие работает как побудительный момент роста и развития, как фактор укрепления единства федерации и региона.

Когда экономическая политика центра или региона усиливает неравновесие и оно уже достигло критического уровня, который вызывает необходимость вмешательства извне для усиления спроса или предложения с тем, чтобы изменить движение от неравновесия к равновесию, противоречие меняет характер воздействия на региональную экономику – из рычага развития превращается в фактор торможения.

Основным внутренним противоречием региональной экономики является узость специализации производства и широта комплексности регионального потребления. Больше всего потерь несет экономика регионов с узкой специализацией. Чем уже специализация, тем в большей степени необходимы для региона внешние экономические связи, которые могут с успехом обеспечить широкую номенклатуру потребления. Успех тем выше, чем больше разница между ценой внешнего рынка и издержками внутреннего производства. Для того чтобы найти наиболее эффективный вариант выхода из этого противоречия, регионам целесообразно развивать межрегиональные экономические связи.

Своеобразие региона выражается в том, что объективно он осуществляет посредническую функцию между микро- и макроэкономикой. Экономическая политика центра и региона не должны противостоять друг другу. Между политикой центра и региона складывается своеобразная система связей, обеспечивающая смену скоростей в зависимости от задач региона и центра, от сравнительной и общей эффективности экономики, когда сумма эффекта была бы больше, чем эффект центра и региона с раздельными интересами.

Эволюция взаимоотношений центра и регионов:

Первый этап (с начала рыночных реформ до середины 1990-х гг.) характеризовался регионализацией российской экономики, суверенизацией субъектов Федерации, повышением роли местных органов государственной власти в управлении подведомственных территорий, в результате баланс сил в отношениях «федеральный центр – регионы» постепенно сдвигался в пользу регионов.

Второй этап (1995 – 1999 гг.) характеризовался дальнейшим укреплением политической и экономической власти региональных элит (как результат проведенных в 1995 –1996 гг. выборов губернаторов), усилением сепаратизма и позиций межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Третий этап (с середины 1999 г. и по настоящее время) характеризуется усилением позиций центра, укреплением федеральных ведомств в субъектах РФ, выведением федеральных служащих из-под контроля региональных властей, ужесточением контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета в регионах с помощью отделений Федерального казначейства РФ.

Четвертый этап. С 2005 по настоящее время.

Появление отдельного министерства экономического развития РФ.

Руководящие документы министерства

Полное название: Министерство экономического развития Российской Федерации

Сокращенное название: Минэкономразвития России

Вышестоящий орган государственной власти: Правительство Российской Федерации.

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Центр и регионы после распада СССР. Еще в ходе президентских выборов в РСФСР 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных лидеров брать максимум самостоятельности и заключить Федеративный договор. Однако после победы на выборах он стал говорить лишь о разграничении полномочий органов власти в Центре и на местах.

После августа 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР ситуация изменилась. Руководители Татарии и Башкирии потребовали заключения с федеральным Центром прямых договоров. Руководители тринадцати других автономных республик высказались за немедленное подписание Федеративного договора.

Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии в конце 1991 - начале 1992 г. провели свои съезды, на которых был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа провозгласил разделение АССР на Чечню и Ингушетию и заявил о выходе Чечни из состава России. В Татарии, в противовес Верховному Совету, был образован курултай татарского народа, провозгласившего в начале февраля 1992 г. государственную независимость Татарии от России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Все это вынуждало центральные власти Российской Федерации ускорить заключение Федеративного договора.

Федеративный договор. Смысл заключения Федеративного договора состоял в том, чтобы перераспределить государственную собственность и власть в пользу местных национальных элит. Проект договора провозглашал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю и ее недра, производственные мощности и т.п. пользуются титульные национальности (в Татарии - татары, в Башкирии - башкиры, в Коми - коми, в Чувашии - чуваши и т.п.). Их родному языку предоставлялся статус государственного.

Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни.

В Конституции 1993 г. также были закреплены полномочия Центра и регионов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации осуществляется настоя­щей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий…"

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Федеративный договор не устранил противоречий в государственном устройстве России. Неравенство субъектов федерации сохранялось. Кроме того, наиболее развитые национально-государственные образования (Татария, Башкирия) получили право не перечислять налоги в бюджет РФ, устанавливать прямые связи с другими странами. Вскоре перестали перечислять средства в федеральный бюджет не только Татария и Башкирия, но и Чечня, Тува, Якутия. Изъявили такое и желание и другие бывшие автономные республики и области.

Это вызвало протесты со стороны краев и областей, которые не имели таких широких полномочий, обладая порой гораздо более мощным экономическим потенциалом и численностью населения. Не были гарантированы и права русских, составлявших до 85% населения страны и не имевших собственной государственности в рамках Федерации.

Началась полоса "суверенизации" краев и областей. О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Однако наибольшее беспокойство у федерального центра вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне.

Избранному президентом Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию в республике под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана как суверенного государства и субъекта международного права, на ассоциированных правах входящего в состав Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях договор с федеральными властями о разграничении полномочий.

Вслед за Татарстаном аналогичных условий потребовали для себя и другие национально-территориальные образования. Это еще более ослабило Россию как единое государство.

По пути отказа от заключения любых договоренностей с Центром шла лишь Чечня. Отношения с ней приобретали драматический характер, а власти все больше склонялись к силовому варианту решения "чеченской проблемы".

Чеченская война. До лета 1994 г. федеральное правительство пыталось с помощью посредников (в том числе - Р. И. Хасбулатова) решить вопрос о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных воинских формирований. Когда сделать этого так и не удалось, в ход пошли угрозы. В ответ на них 10 августа 1994 г. общенародный съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия бывшего генерала Советской Армии Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и начале "священной войны" с Россией за независимость.

1 декабря 1994 г. президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум с требованием немедленно разоружить вооруженные отряды. В противном случае не исключалось применение силы против сепаратистов. Одновременно началось сосредоточение федеральных войск в районе Моздока.

Чеченская сторона отказалась выполнять предъявленные ей требования, после чего 10 декабря в Чечню вошли федеральные войска. Военная авиация подвергла бомбардировке столицу Чечни Грозный. В конце декабря начался штурм Грозного, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 г. федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни. В ходе боев стал обозначаться перевес федеральных войск.

Стремясь остановить военные действия, чеченские сепаратисты во главе с Ш. Басаевым захватила в Буденновске (Ставропольский край) почти 3 тыс. заложников в городской больнице. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров.

Однако, как показало время, переговоры были нужны чеченской стороне не для достижения мира, а лишь для перегруппировки военных сил и начала нового этапа вооруженного противостояния. В январе 1996 г., в момент обострения военных действий, чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вновь вытеснены в горные районы, а мятежный генерал убит. Тем не менее потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный Центр пойти на переговоры. Но и они оказались безрезультатными.

В августе 1996 г., в канун торжественного вступления Ельцина в должность президента на второй срок, вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный и освободили его от федеральных войск, понесших большие потери. Президент Ельцин приказал секретарю Совета безопасности генералу А. И. Лебедю любой ценой остановить войну. В сентябре в Хасавюрте были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свободных выборов и моратории на решение вопроса о статусе Чечни на пять лет.

Однако летом 1999 г. война возобновилась с новой силой, когда чеченские вооруженные отряды вторглись в пределы Дагестана и попытались провозгласить здесь независимое исламское государство. Вслед за этим в ряде городов страны, в том числе и в Москве, произошли взрывы жилых домов, в результате терактов погибли сотни мирных граждан. Российские войска вновь вошли в Чечню и к весне 2000 г. взяли под контроль ее основные населенные пункты. Однако война не остановилась и приняла затяжной партизанский характер.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен Великой Отечественной. Она обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 150 тыс. человек.

Национальный вопрос в современной России. По мере ослабления государственной власти в Центре национальный вопрос в стране приобретал все большее значение. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который уже проделал СССР.

Особую остроту во второй половине 90-х гг. приобрел русский вопрос, так как в ряде случаев дотации Центра шли преимущественно на развитие национальных образований, а не для краев и областей, населенных преимущественно русскими. К этому добавилась еще и необходимость обеспечить права русских беженцев из других бывших республик СССР. Невнимание властей к этой проблеме привело к оживлению русского национального движения и его радикальных организаций (наиболее активной из них стало "Русское национальное единство").

Актуальной оставалась задача сохранения территориальной целостности России. В условиях ослабления политической власти в Москве и отсутствия экономической помощи из Центра потребность в нем в регионах, особенно отдаленных, стала ощущаться все меньше. Невозможность Центра силой установить свою власть в Чечне вдохновила сепаратистов в других регионах страны. Вновь стали раздаваться призывы к созданию "республик" и "держав" на Дальнем Востоке, на Алтае и Урале.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Туровский Р.

Главная особенность регионального развития современной России ― разрыв между центром и регионами, коренное противоречие между столицами и перифериями. Увеличивается культурно-политическая дистанция этнических периферий, растут противоречия по линии «запад-восток», сохраняются диспропорции в развитии регионов. Инвестиционная привлекательность региона определяется преимущественно объективными факторами и решениями центра, а не политикой местной власти. Все большее значение приобретает фактор лояльности элит федеральному центру. Угрозы распада страны нет, но в основе территориальной консолидации меньшую роль играет позитивная смысловая составляющая.

Региональные особенности современной России

Одна из главных особенностей современной России – разрыв между центром и регионами. Основные противоречия обнаруживаются не во взаимоотношениях между самими регионами, т.е. «по горизонтали», а в отношениях «по вертикали» – между центром и периферией. При этом в России эти конфликты воспроизводятся как в целом – между Москвой и провинцией, так и в каждом отдельном взятом регионе - в виде конфликтов между административными центрами и сельскими районами. Таким образом, они являются наиболее важной составляющей жизни регионов России.

Наряду с этим следует отметить усиление культурно-политической дистанции между основной частью Российского государства и некоторыми этническими перифериями, прежде всего на Северном Кавказе, а также рост противоречий по линии «запад–восток» ― между Европейской частью России, с одной стороны, и Сибирью и Дальним Востоком, с другой стороны, где формируются очень серьезные антимосковские настроения.

Центр стал учитывать эти противоречия, хотя и с некоторым запозданием. Так, в последнее время федеральная власть заметно поворачивается лицом к востоку, она стала более активно заниматься сибирским, в еще большей степени ― дальневосточным регионом. Разрабатываются стратегии развития, целевые программы, на которые центр будет выделять серьезные ресурсы. Таким образом, федеральные власти пытаются до некоторой степени сгладить противоречия с восточными регионами России.

При разрыве по вертикали – между центром и периферией, сохраняется, а по некоторым параметрам даже усиливается ― поляризация регионов по уровню жизни, по социально-экономическому развитию. Я полагаю, что федеральный центр эту проблему не решил и, похоже, не очень заинтересован решать, потому что многое в этой ситуации его устраивает. Центр пользуется тем, что некоторое общее улучшение социально-экономической ситуации коснулось и периферии. Это значит, что там сейчас стало спокойнее, чем было в 90-е годы, следовательно, центр имеет время и возможность эту проблему не решать ― и он ее не решает, предпочитая снимать сливки с развитых территорий.

Если говорить об усиливающемся разрыве между европейской частью России и северокавказскими республиками, прежде всего Чечней, Ингушетией и Дагестаном, то здесь тоже используются лишь паллиативные меры, такие, как договоренности с местными элитами. В то же время центр существенно не влияет и не знает, как влиять на внутреннюю ситуацию в этих регионах, на развитие там процессов политизации ислама. Здесь определенные риски существуют, они осознаются центром, но, как их нейтрализовать, он не знает и реально ничего не предпринимает.

Влияние региональных особенностей на инвестиционную привлекательность В настоящее время на инвестиционную привлекательность регионов влияет не столько политика региональных властей, сколько ― и прежде всего ― сама ресурсная база региона. Поскольку инвестиции по-прежнему идут в сырьевую отрасль, инвестиционно привлекательны в первую очередь «сырьевые регионы».

Что касается создания условий для улучшения инвестиционного климата в регионе, то я бы начал здесь не с местных администраций, как таковых, а с федеральной власти, поскольку сейчас она является гораздо более значимым, чем региональная власть, политическим субъектом и способна направлять инвестиционные потоки. На практике крупные инвесторы решают свои вопросы прежде всего на федеральном уровне. О том, как федеральная власть может существенно повлиять на решение, указав на один из регионов, свидетельствует пример Санкт-Петербурга, где быстрыми темпами развивается автомобилестроение.

Что касается роли региональной власти в улучшении инвестиционного климата, то она, на мой взгляд, по сравнению с 90-ми годами понизилась, потому что пространство для маневров в условиях централизация у региональной власти стало меньше. Местные власти меньше проявляют ― и зачастую боятся проявлять инициативу, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», чувствуя, что за ними следит Кремль, следят полпреды. А значительная часть работы по привлечению в регион инвестиций проделывается ими в центре. Она заключается в лоббировании принимаемых федеральными чиновниками решений. Если решения принимаются, то у них, как у любой победы, оказывается несколько «отцов».

По установившимся еще в 1990-е гг. правилам игры принято, чтобы инвесторы шли к губернатору и решали с ним какую-то часть вопросов. Соответственно, это означает, что региональная власть может создавать условия, более привлекательные для инвесторов, хотя, честно говоря, не всегда активно этим занимается: основные эксперименты остались в прошлом. Довольно часто встречается ситуация, когда губернатор заявляет о том, что благодаря его усилиям инвестиционный климат во вверенном ему регионе улучшается. Хотя на самом деле известно, что не было введено никаких законодательных норм, облегчающих работу инвесторов, и если положительный результат налицо, то здесь просто срабатывают факторы благоприятного географического положения, наличия ресурсов или рабочей силы и т.д. В частности, Московская область является ярким примером ситуации, когда географический и социально-экономический факторы в большей степени повлияли на развитие инвестиционной привлекательности, нежели политика властей. Хотя в публичном пространстве все это подается как пример эффективной политики губернатора. Вместе с тем, нельзя не признать, что некоторые региональные власти могут ― и нередко делают ― одну важную вещь: они снижают бюрократические барьеры и облегчают инвестору работу, назначают грамотных чиновников, не заставляют инвесторов обходить десятки кабинетов, а работают по принципу «одного окна».

Немаловажным моментом является также имидж региона. Нередко можно наблюдать своеобразную цепную реакцию. Зачастую при выборе региона, если речь идет о географически мобильных производствах, инвестор ориентируется на раскрученный региональный бренд. Посмотрев на его результаты, за ним начинают подтягиваться другие, более осторожные инвесторы ― возникает целый кластер. Это хорошо видно по поведению иностранного капитала, который традиционно побаивается российских регионов. Но стоит одной компании обосноваться в регионе, за ней начинают следовать и другие. Например, когда Volkswagen выбрал Калужскую область для строительства завода, вслед за ним туда устремились и другие иностранные инвесторы, причем не только смежные с автомобилестроением производства.

Самому региону это дало мощный импульс для развития, и Калужская область – ярчайший пример того, как предельная лояльность федеральному центру, постоянное взаимодействие с Кремлем в итоге окупились решением, действительно улучшающим экономическую ситуацию в регионе. Разумеется, местные власти грамотно распорядились этим ресурсом, в результате там установились вполне приемлемые для иностранных инвесторов правила игры.

Проблема регионального сепаратизма

В этом вопросе я являюсь оптимистом. На мой взгляд, острота проблемы регионального сепаратизма преувеличена, если подразумевать под этим перспективу создания каких-то новых независимых государств на территории России. Собственная заинтересованность любого, даже наиболее сепаратистски настроенного, российского региона в том, чтобы создать отдельное государство, на сегодняшний день близка к нулю. Более того, те регионы, которые находятся на наибольшей социо-культурной дистанции от государствообразующего ядра, ― например Дагестан, Чечня, ― стоят целиком за то, чтобы остаться в России. Они понимают, что выжить они могут только в ее составе, а независимость будет означать для них крах. Парадоксально, но порой те же дагестанцы выглядят большими патриотами России, нежели русские.

На сегодняшний день суть проблемы регионального сепаратизма, как мне представляется, в другом – во внутренних противоречиях, которые существуют на российской территории. Внутренняя конфликтность и напряженность отношений рождается ситуацией, когда регионам не выгодно и не нужно отделяться от центра, но в то же самое время они негативно относятся к этому центру. На этой почве в регионах развиваются свои социо-культурные процессы, которые не способствуют консолидации российской территории.

Реальная, а не формальная консолидация российской территории остается серьезнейшей проблемой, не решенной или решаемой с огромным трудом. Взять хотя бы уровень развития транспортных коммуникаций и информационных потоков. Я называю это ситуацией полураспада: распада нет, но в то же время нет и интегрированной территории. В таком виде государство может существовать, но оно не очень эффективно.

Политика центра способствовала консолидации региональных элит вокруг него. И хотя эта консолидация в значительной степени вынужденная, она политически действенна, является реальностью. Вне зависимости от того, что элиты формируются в очень разных регионах, с очень разной культурой, все они в данных условиях волей-неволей вынуждены играть по правилам, которые задаются в центре, поскольку им самим это выгодно и политически, и экономически. Это, конечно, важный интегрирующий фактор.

Поскольку само население политически пассивно, то оно со своей стороны тоже ничего предложить не готово. Хотя оно живет своей жизнью, зачастую автономной, нечто похожее было в СССР. Новации последних лет способствовали отчуждению основной части граждан от политики. В результате социо-культурные процессы протекают отдельно, не помогая интеграции на российской территории, но они не переходят в политическое качество. Конструкция не слишком прочная, но ситуативно она достаточно устойчива.

Проблема диспропорций регионального развития

Межрегиональная поляризация является одним из важных, а, возможно, самым важным фактором, который препятствует консолидации российской территории. Но, как уже было отмечено, острота ситуации сглаживается тем, что улучшение происходит на всех уровнях – как среди богатых, так и среди бедных. Поскольку бедные становятся чуть богаче, их это пока устраивает. Но при этом богатые становятся еще богаче, соответственно, разрыв сохраняется.

В политике центра присутствуют элементы, направленные на сглаживание межрегиональной поляризации. Есть специальная федеральная программа, смысл которой как раз и состоит в выравнивании межрегиональных различий. Но на самом деле, на мой взгляд, предпринимаемые шаги в данном направлении весьма незначительны, о чем, кстати, свидетельствует и небольшое финансирование упомянутой целевой программы. Одновременно при этом проводится политика в интересах крупных и сильных регионов, что закономерно, потому что эти регионы – главные лоббисты, там находятся основные ресурсы. Соответственно, именно эти регионы чаще получают «зеленый» свет, а их представители чаще всего попадают в федеральную власть.

В итоге периферия по-прежнему поддерживается по остаточному принципу. Пока не видно, чтобы центр искал возможности как-то сберечь, сохранить каждый отдельно взятый периферийный регион, вытянуть его из сложной ситуации и сделать совершенно другим. Периферия находится в умиротворенном полупридушенном состоянии, пока она заявить о своих интересах просто не в состоянии, она просто молчит. Отсюда ключевой момент – пассивность или активность граждан на периферии. Пока люди заняты выживанием, они не будут конфликтовать с центром. Но если появятся политические силы, которые смогут пробудить нищую и отсталую периферию, то это может стать для центра очень серьезной угрозой.

Ростислав Туровский,
руководитель департамента региональных исследований ЦПТ

23.10.2007

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства современной России. Верховенство Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Государственная целостность. Единство системы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Анализ конституционных основ российского федерализма: строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах, целостность и неприкосновенность российской территории. Общая характеристика принципов федеративного устройства России.

    реферат , добавлен 17.06.2014

    Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    История российского федерализма. Анализ конституционно-правовых основ федеративного устройства Российской Федерации. Понятие и виды форм государственного устройства. Влияние федеративного устройства на реализацию государственного управления, пути решения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Основные подходы к теории современного федерализма; отношения между регионами и центральной властью. Природа и механизм федеративного устройства России, конституционно-правовая характеристика; политические, правовые и экономические проблемы становления.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Понятие и принципы федеративного устройства РФ. Конституционные основы федеративного устройства РФ. Добровольность объединения наций и народностей. Конституционно-правовой статус РФ. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами в ее составе.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Особенности федеративного устройства России. Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовой статус республики, края, области и города федерального значения в составе Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Федерация - одна из основных разновидностей государственного устройства. Тип федеративного устройства; современный подход к классификации. Преимущества и недостатки федеративного устройства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2004