Духовная жизнь советского общества в годы перестройки. Три периода духовной жизни Изменения в духовной жизни общества

Конечно, никакие изменения в обществе невозможны без изменений в духовной жизни. Что же предполагается в этой сфере? Если обладание информацией превращается в важнейшую социальную ценность, то должна возрасти ценность образования . Возможно, что в системе образования изменится расстановка приоритетов. Ведь развитие сферы услуг, особенно гуманитарных, требует развития соответствующих отраслей знаний.

Как мы помним, одной из проблем современной духовной и социальной жизни является сциентизм. Теперь становится очевидным, что наука, предоставленная сама себе, легко превращается из силы созидательной в силу разрушительную. Причина не только в том, что она намеренно направляется во зло. Наука нейтральна, потому что ее цель состоит в получении знаний. А знания ничего не говорят и не могут сказать о том, каким мир должен быть. Поэтому сам по себе рост знаний и даже их применение на практике еще не являются гарантией достижения общественного блага. Ведь мы не можем предсказать, к каким последствиям нас приведут научные открытия и их внедрение в жизнь. Вот почему многие современные мыслители считают, что необходимо соединение науки с мировоззрением . Это называют «ориентацией на культуру». Если для 20 века был характерен рост специализации и отделения всех сфер духовной жизни, то 21 век может стать веком интеграции. Это означает, что научные открытия должны определяться ценностными ориентирами, а, прежде всего, отчетливым осознанием тех последствий, которые научные исследования могут повлечь за собой.

Изменение места и характера научных исследований невозможно без изменения самих ценностных ориентиров. Ведь развитие науки во многом определялось и определяется стремлением к бесконтрольному росту потребностей, причем потребности эти сводились к материальным. В результате производство осуществляется на пределе возможностей. А это ведет к невиданному давлению на природу, которая остается основным источником всех создаваемых благ. Вот почему современные мыслители говорят о необходимости изменения характера потребностей. Речь должна идти об ориентации на производство и потребление культурных и экологических благ .



Одной из причин глобальных проблем и международных конфликтов являлось и является устойчивое представление о том, что существуют культуры, высшие и низшие по уровню своего развития. Это часто приводило к тому, что индустриальные цивилизации стремились навязывать свой образ жизни, который они считали прогрессивным, другим народам и культурам. Поэтому многие мыслители считают, что постиндустриальный мир должен строиться на принципах толерантности, открытости и диалога культур . В основе существования нового мира должна лежать ценность разнообразия. Она позволяет учитывать и согласовывать интересы различных культур, а также обогащать свой мир и свой образ жизни оригинальными достижениями из других миров.

Процессы, происходящие в современном мире, требуют не только согласования интересов, но и интеграции на уровне мирового сообщества. Дело в том, что существующие глобальные проблемы невозможно решать силами отдельных государств. Поэтому возникает потребность создания межправительственных и неправительственных всемирных общественных организаций, которые могли бы координировать свои усилия на международном уровне . А это возможно только тогда, когда будет признана ценность любой культуры.

2. Исследователи считают, что характерными чертами новой цивилизации являются: в экономике - глобализация, переход от производства товаров к производству услуг, индивидуализация потребления, превращение информации в основной ресурс развития экономики; в социальной жизни – рост телекоммуникационных систем, обладание и контроль за информацией как условие высокого статуса, рост социальной дифференциации, переход от статусно-ролевой системы к ориентации на реализацию индивидуальных биографий и жизненного стиля, переход от иерархии к сетевому обществу; в политической жизни – поиск новых форм мирового сообщества для решения глобальных проблем; борьба за равноправие различных социальных меньшинств в обществах; в духовной жизни – повышение ценности образования; отказ потреблять на пределе возможностей, преодоление оторванности науки от форм мировоззрения, рост терпимости и открытости для диалога с различными типами культур.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит значение и особенности информации для развития экономики и социальной жизни?

2. Что такое «ориентация на жизненный стиль» и когда она становится возможной?

3. В чем состоят особенности «сетевого общества»?

(отвечать только «да» и «нет»)

1. В постиндустриальном обществе решающее значение будут иметь услуги, ориентированные на индивидуализированный круг потребителей.

2. Недостаток природных ресурсов является и будет являться главным препятствием к росту изобилия благ.

3. В постиндустриальном обществе ценность будет иметь индивидуальность и своеобразие человека и культуры в целом, а не соответствие стандартам пусть даже наиболее развитых стран мира.

4. Для постиндустриального общества характерно решение проблемы выживания как избавления от голода и болезней.

5. Постиндустриальное общество представляет собой количественное увеличение всех основных свойств индустриального общества.

Так какие же результаты должен увидеть в себе человек, стремящийся жить христианской жизнью? Как понять ему: растет он духовно, или все позитивные перемены в нем – самообман и тщеславие? И что делать тому, кто носит в себе постоянный набор одних и тех же грехов и никак не может сдвинуться с мертвой точки? В неделю прп. Иоанна Лествичника о лекарствах от греха, духовной предприимчивости и милосердии Божьем протоиерей Георгий Гуляев, клирик Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона.

– Когда мы рассуждаем о духовной жизни, важно понимать всю ограниченность и условность нашего человеческого языка. Потому что понятия, которые принадлежат к миру духовному, человек пытается выразить в символах и образах, относящихся к миру материальному. Несомненно, у обоих миров один и тот же Творец, но наши аналогии и сравнения все равно будут не до конца верными, постоянно необходимо делать оговорку: «это похоже на что-то», «как бы напоминает» и т.д..

Если этого не понимать, то попытки буквально применить пространственные категории «вверх», «вниз», «в глубину», «в ширину» по отношению к духовному миру, могут приводить к печальным последствиям. Некоторые, например, пытаются найти географические координаты входа в рай или ад на земле, или определить место, куда вознесся Христос… К духовному миру приставляют материальный теодолит и штангенциркуль… То же самое и с духовной жизнью: вверх по эскалатору или вниз, вглубь души или вширь — важно понимать, что мы говорим так с некой долей условности.

Но вот понятие духовного роста, казалось бы, тоже количественная характеристика – где есть начальное и конечное состояние, время, в течение которого происходит событие – предполагает определенную динамику и вполне измеряемые параметры.

Соизмеряем цели и ожидания

В Евангелии находим примеры подобных изменений. В притчах Господь наш Иисус Христос говорит о закваске, в которую женщина положила три меры муки – вскисло всё тесто, о «горчичном» зерне, вырастающем в большое ветвистое дерево, о зернах Слова Божьего, которые сеет Сеятель, и о том, какие изменения (количественные) с ними происходят. И притча о закопанных и приумноженных талантах – тоже об этом.

И для того, чтобы человеку понять, растет он духовно или нет, необходимо вначале определиться с целью и ожиданиями – к чему мы, собственно, стремимся. Понятно, что в самых высоких духовных категориях мы говорим о Царствии Небесном – там сразу всё станет понятно. Либо ты в Царстве, либо вне его… Но вот о цели христианской жизни – стяжании Святого Духа, этом земном деле, можно и нужно говорить уже сейчас. На земле Дух присутствует в конкретных людях – в Божьих святых. Поэтому, когда речь идет о духовных высотах, человек обращается к опыту святых отцов, который хранит Предание, он описан в книгах.

В общем можно утверждать, что носители Духа – это и священники или более опытные христиане, для детей таковыми могут быть их родители или крестные.Человек, имеющий опыт духовной жизни и знакомый со Священным Писанием, способен подсказать (на исповеди, в духовной беседе или проповеди), что хорошо, что плохо, праведно или не праведно, так или иначе стоит себя вести.

— Как и с чем сравнивать? То есть это вопрос коммуникаций – когда человек сравнивает себя с другими, читая книги или общаясь непосредственно? Но есть же и внутренне состояние – как человек себя сам оценивает, что он в себе видит, чему огорчается и радуется.

— Сам я, в любом случае, буду себя сравнивать с теми образцами, которые находятся вне меня. Потому что сам для себя я не могу быть мерой каких-то своих достижений. Вот простой бытовой пример, когда меня спрашивают: «Батюшка, вы поститесь?». А это смотря с кем сравнивать. Если сравнивать с большинством населения, которое вообще не обращает внимания на то, что пришел пост, то, конечно, я пощусь – в чем-то себя ограничиваю, придерживаюсь определенных правил и т.д. А если сравнивать с преподобным Серафимом Саровским, например, то я – обжора, который просто перешел на вегетарианскую диету, и подвиги мои совсем не подвиги, и все это достаточно скромно выглядит в свете аскетики.

Хорошо, когда человек трезво оценивает свое духовное состояние и слушает свою совесть. Он сравнивает свои дела и мысли с эталоном Священного Писания – поступает он по-Евангельски или нет? Потому что если я буду действовать по плоти, по страстным желаниям своей души, мне себя скоро станет жалко – я буду стремиться к более комфортным условиям. Но по-евангельски я должен подвигать себя идти узким путём в направлении, которым прошли святые отцы. И в этом смысле Православие имеет огромный опыт.

Если бы в духовной жизни все сводилось к количественным показателям, было бы всё просто и понятно. Как жили святые? Постились, молились, поклоны делали? Тогда чем больше молитв и поклонов, тем лучше для души! Чем меньше еды в посту, тем выше в духовных делах! Но в реальности всё не так. Пословица «заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет» – христианская по смыслу, отражающая духовное состояние человека.

— Не всегда много или быстро – это хорошо. Не всегда усердие и сосредоточенность на одном аспекте духовного делания приводит к положительному результату.

Человек ограничивает себя в еде, но при этом проявляет раздражительность, нетерпение и другие страсти. Много читает молитв и духовной литературы, но при этом не исполняет домашних дел и не заботится о близких. Красиво бьёт поклоны и при этом осуждает всех подряд. Знакомо? Вот фарисеи – вроде бы исполняли закон и делали хорошие дела, но почему-то Христос не сильно поддерживал их в подобного рода подвигах. И указывал на необходимость других отношений и с Богом, и с человеком.

Проверка любовью

— Чтобы оценивать духовные изменения в человеке, применимы две условные шкалы внешняя и внутренняя? Внешняя позволяет ориентироваться на критерии, определенные Евангелием, внутренняя же дает возможность сравнивать себя в прошлом и настоящем. Что же должен увидеть в себе человек какие изменения?

— Если цель христианской жизни – стяжание Духа Святого, то должны быть и плоды этого стяжания. И об этом говорит нам апостол Павел в Послании к Галатам. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).Собственно, апостол перечисляет те христианские добродетели, которые человек может в себе обнаружить или, наоборот, увидеть их отсутствие.

— И если как человек ты не становишься добрее и милосерднее, то ты движешься не в том направлении.

— Ведь в борении со всеми нашими грехами задача не просто выйти на некий нейтральный уровень, где ни уныния, ни гнева, ни похоти, ни сребролюбия. Это ведь какая-то нирвана получается, «великое Ничто». Христианин это не нейтральный и бесстрастный безгрешник. Христианин наполнен плодами Духа – горячо любит, искренне радуется, несёт мир, проявляет терпение, жертвует своё время и силы, доверяет Богу и людям, кротко переносит испытания, воздержан в своих желаниях. Христианин – это человек, который стремиться к тому, чтобы быть достойным своего Христо-именования.

Или как говорит Петр Мамонов «Нет любви, значит нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками».

— Согласен. Только это не отменяет ни свечки, ни воду святую – как присутствие особых средств для того, чтобы в человеке пробудить стремление к духовной жизни. Кто-то, может быть, так и остается годами на этом уровне – «главное, свечки поставить, а больше мне и не надо». И вот именно в этом случае стоит снова взять в руки Евангелие и попытаться понять насколько ты ему соответствуешь.

— И очень часто человек приходит на исповедь и постоянно называет свои одни и те же грехи – ему кажется, что он сросся с этими грехами, и ничего в нем больше нет. Нужно изменить образ жизни, чтобы каждый раз не возвращаться в ту же самую лужу и сражаться с теми же болезнями. Об этом мы, священники, говорим, когда рассуждаем о человеческих слабостях.

— Батюшка в общении суров, потому что ведь никто кроме священника человеку не скажет о том, что у него есть грех и духовная немощь. Чаще всего массовая культура потакает страстям, а любое недовольство своей духовной жизнью называется комплексами. Священник же исходит из того, что хочет помочь человеку выйти из грязи греха.

А мы, священники, к тому же редко хвалим наших прихожан в обычном общении, хотя они молодцы, у них есть очень много хороших качеств. Но мы думаем, может, их другие похвалят, чтобы не перехвалить и не вызвать в них тщеславие.

Надо подниматься и делать что-то

— А как же быть, когда есть состояние некой законсервированности в грехах, неспособность избавиться от них, но человек чувствует, что стал во многом другим? Можно ли доверять подобным чувствам?

— Каждую секунду мы другие – происходит обновление на материальном уровне: мы растем, стареем, воспринимаем новую информацию. И в духовном плане мы говорим о неком опыте, который человек собирает в себе. Другое дело, что те же основные страсти, которые были описаны святым Игнатием Брянчаниновым – они объективно существуют, и с ними нужно бороться, как в юности, так и в зрелом возрасте.

У молодёжи свои проблемы, у стариков – свои. Есть такое выражение, что добродетель в старости – не всегда добродетель. Чаще это просто невозможность творить грех. К сожалению, остаются такие грехи, которые требуют лечения и в старости. Очень важно замечать их у себя в душе, чтобы потом не оказалось, что и жизнь провел, и ничего толком не стяжал.

Однако все наши рассуждения о «вверх-вниз», «больше-меньше» чаще всего выходят на такой грех как тщеславие. «Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тоже тщеславлюсь», -говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Вот и мои рассуждения по этому вопросу могут быть не совсем правильные, потому что я реально понимаю свой духовный уровень и свое духовное состояние. Мне тоже необходимо над очень многим потрудиться. И чтобы не впасть в высокоумие и какое-то учительство, я просто «паки и паки» повторю, что нужно искать опыт в Евангелии и у святых отцов.

— Господь ведет человека по жизни, не оставляет его, посылает ему откровения и знамения. И человек все равно понимает, что как-то не туда движется, хорошо или плохо поступает.

— Единственно, что настоящее успокоение у нас будет только тогда, когда мы приблизимся ко Христу. Пока же живой, если я стану говорить «я достиг чего-то», это будет означать что подобная самоуверенность может быть опасна для меня. Вот здесь уместно будет вспомнить про эскалатор. И пока ты движешься – ты живешь духовной жизнью. Да, и падения бывают, но надо подниматься и делать что-то.

Ну, чтобы бежать вверх по эскалатору, идущему вниз, нужна большая скорость и большие усилия…

Господь каждому свою скорость задает. И возможно еще и нейтрализует действие тех, кто подобный «эскалатор» запускает. И зависит это и от тяжести наших грехов, и от страстей, и от общей склонности нашей к этому деланию. Когда плоть, что называется, тянет вниз. Господь помогает нам в этом, и в какой-то момент понимаешь, что вообще надо по-другому действовать. Не просто перебирать ногами эти ступеньки… Но такое понимание приходит со временем.

Человек должен искать способы

— И все-таки, если человек постоянно кается в одних и тех же грехах, что он должен думать о себе?

— Если человек видит, что он не меняется, главное – не впадать в уныние. Ведь мы спасаемся не каждый по отдельности, а спасаемся в Церкви. И важен опыт тех христиан, которые уже прошли что-то. Нужно искать, и найдёте. Это как с алкоголиками – первому очень трудно признаться, что он болен. А кому-то трудно принять первую заповедь Христову «Блаженные нищие духом».

Нужно довериться Богу, доверить свою жизнь Ему. В каждом конкретном случае эти вопросы требуют внимания и усилий. Нельзя просто сидеть сложа руки.

Мне очень нравится Евангельская притча о домоправителе, который, когда понял, что его выгонят, начал хитрить и списывать долги всем должникам хозяина. А хозяин похвалил его за это. На первый взгляд очень странная кажется притча. «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.» Евангелие от Луки, гл.16,8 ст.

— К сожалению, дело нашего спасения кажется некоторым малоинтересным, и человек не употребляем тех усилий для спасения, которые употреблялись в свое время для разрушения души.

— Вот почему закапывался в землю преподобный Киево-Печерский Иоанн Многострадальный? У него была страсть и он именно так с ней боролся – такой способ избрал и так спасся…

А у нас, к сожалению, нет такого желания спастись, нет такой остроты чувства, такого понимания, что без Бога мы никуда. Временами мы верующие, временами нет, то подвиги делаем, то безобразничаем. Ведь те же посты, ограничения и церковные правила имеют вполне конкретную цель – это средства для лечения определенной духовной болезни. А не просто общее место – в целом: «надо исполнять и всё».

Если душа больна – ищи лекарство, ищи так, как искал бы лекарство для страдающего тела. Не помогает одно, значит, нужно стараться найти другое. Правда, назначения должен делать опытный врач, а не соседка. И нет такого греха, который нельзя было бы исцелить.

И тут приходит милосердие Божие

Могут ли у человека быть критерии, чтобы оценить, лучше он стал или нет?

Наверное, такое осознание естественным образом приходит. И апостол пишет о том, что христиане должны иметь добрую славу даже от внешних.

Но есть такое мнение, и я с ним соглашусь, что вся цель наших духовных подвигов – прийти к пониманию, что мы вообще ничего не можем сами. Чтобы вверить себя в руки Христовы и сказать: «Господи, я весь твой и делай со мной все, что хочешь». Как тонущий в бушующем море апостол Петр, протянуть руки к Спасителю и воскликнуть: «Господи, спаси меня!» И тогда приходит милосердие Божие. И Господь показывает: Я люблю тебя таким, какой ты есть. И прощает не потому, что человек сделал что-то великое. Как блудницу и разбойника простил – совсем ничего они не сделали, не успели просто, никаких добродетелей у них не было. Это Его прерогатива – прощать, ничего не требуя взамен…

Подготовила Марина Богданова

Начавшиеся после смерти Сталина изменения в духовной и политической жизни советского общества получили название "оттепель". Появление этого термина связано с публикацией в 1954 г. повести И. Г. Эренбурга "Оттепель " в ответ на призыв критика В. М. Померанцева поставить в центр внимания литературы человека, "поднять подлинную тематику жизни, ввести в романы конфликты, занимающие людей в быту". Духовная жизнь общества в период хрущевской "оттепели" имела противоречивый характер. С одной стороны, десталинизация, приоткрытие "железного занавеса" вызвали оживление общества, развитие культуры, науки и образования. В то же время сохранилось стремление партийно-государственных органов поставить культуру на службу официальной идеологии.

развитие науки и образования

В середине ХХ в. наука стала ведущим фактором развития общественного производства. Главными направлениями науки в мире являлись комплексная автоматизация производства, управления и контроля на основе широкого применения ЭВМ; создание и внедрение в производство новых видов конструкционных материалов; открытие и использование новых видов энергии.

Советскому Союзу удалось в 1953-1964 гг. добиться крупных научных достижений в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космического пространства. 27 июня 1954 г. в г. Обнинске Калужской области начала действовать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии . Научным руководителем работ по ее созданию был И. В. Курчатов, главным конструктором реактора - Н. А. Доллежаль, научным руководителем проекта - Д. И. Блохинцев.

Атомная электростанция АН СССР. в г. Обнинске Калужской обл.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли . Над его созданием работала группа ученых во главе с С. П. Королёвым в составе: М. В. Келдыша, М. К. Тихонравова, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимова, В. И. Лапко, Б. С. Чекунова, А. В. Бухтиярова.


Почтовые марки СССР

В том же году спущен на воду атомный ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Главным конструктором был В. И. Неганов, научным руководителем работ - академик А. П. Александров; атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова.

В 1961 г. осуществлен первый в истории полет человека в космос ; им стал советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин . Корабль "Восток", на котором Гагарин облетел вокруг Земли, создавался ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. В 1963 г. состоялся первый полет женщины-космонавта В. И. Терешковой.


Ю. А. Гагарин С. П. Королев

В 1955 г. на Харьковском авиазаводе начался серийный выпуск первого в мире турбореактивного пассажирского самолета "ТУ-104 ". Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин.

Самолет "ТУ-104"

Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции ознаменовалось расширением сети научно-исследовательских учреждений. А. Н. Несмеянов, крупнейший химик-органик, в 1954 г. открыл Институт элементоорганических соединений АН СССР. В мае 1957 г. в целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. В марте 1956 г. Дубне был создан международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований с целью изучения фундаментальных свойств материи. В становлении ОИЯИ участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов. Появились подмосковные научные центры в Протвино, Обнинске и Троицке. И. Л. Кнуня́нц, известный советский химик-органик, основал научную школу фтороргаников.

Синхрофазотрон, построенный в ОИЯИ в Дубне в 1957 г.

Значительные достижения имелись в развитии радиофизики, электроники, теоретической и химической физики, химии. Были удостоены Нобелевской премии за труды в области квантовой электроники A. M. Прохоров и Н. Г. Басов - совместно с американским физиком Ч. Таунсом. Ряд советских ученых (Л. Д. Ландау в 1962; П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм , все в 1958) получили Нобелевские премии по физике, что свидетельствовало о признании вклада советской науки в мировую. Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом) стал в 1956 г. единственный советским Нобелевским лауреатом по химии.

После XX съезд КПСС открылась возможность изучения закрытых документов, что способствовало появлению интересных публикаций по отечественной истории:"Очерки исторической науки в СССР", "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941- 1945 гг." и журнала "История СССР"

Характерной особенностью "оттепели" стали бурные научные дискуссии. Кризис сельского хозяйства, разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем способствовали возрождению экономической мысли в СССР. В научных дискуссиях экономистов сформировались два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Л. В. Канторович и В. В. Новожилов , выступавшие за широкое применение математических методов в планировании . Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Однако полностью освободиться от определенных идеологических установок историки, философы, экономисты не могли.

Л. В. Канторович

Официальная советская пропаганда рассматривала достижения советской науки не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социализма. Обеспечить осуществление коренной перестройки технических основ материального производства в СССР в полной мере не удалось. Что стало причиной технического отставания страны в последующие годы на наиболее перспективных направлениях.

Большое внимание уделялось в период "оттепели" среднему и высшему образованию, была отменена плата в вузах, техникумах. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. Были открыты новые вузы в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Нальчике и др. городах.

Рос престиж высшего образования, в особенности инженерно-технического, в то время, как привлекательность рабочих профессий для выпускников школ начала падать. Для изменения ситуации принимались меры по приближению школы к производству. В декабре 1958 г. всеобщее обязательное 7-летнее образование было заменено обязательным 8-летним образованием. Выпускники восьмилетки могли закончить профтехучилище (ПТУ) или техникум для получения полного среднего образования и рабочей специальности.

На школьном уроке по автоделу

В старших классах средней школы вводилась обязательная производственная практика. Однако выбор предлагаемых в школе профессий (повар, швея, автослесарь и др.) был узок, не позволял получить необходимой современному производству подготовки. Кроме того, недостаток средств не давал возможности оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. В 1964 г. в связи с неэффективностью школьной реформы, перегрузкой учебных программ вернулись с десятилетнему школьному образованию.

литература

В центре внимания писателей в 1950-е гг. оказался человек, его духовные ценности, повседневные жизненные коллизии. Научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами были посвящены романы Д. А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу"). В центре внимания Ю. П. Германа (роман-трилогия "Дело, которому ты служишь",1957, "Дорогой мой человек",1961, "Я отвечаю за всё",1964) - формирование человека высокой идейности и гражданской активности.

Появились интересные произведения о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г. Н. Троепольского). В жанре деревенской прозы писали в годы "оттепели" В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин . Произведения молодых писателей (Ю. В. Трифонов, В. В. Липатов) о молодых же современниках сформировали «городскую" прозу.

В. Шукшин и В. Белов

Продолжала развиваться "лейтенантская" проза. Писатели, прошедшие войну (Ю. В. Бондарев, К. Д. Воробьев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Г. Я. Бакланов, К. М. Симонов ), переосмысливавшие свой опыт, размышляли о мироощущении человека на войне, о цене победы.

В процессе десталинизации в литературе была поднята тема репрессий. Большой резонанс общественности вызвали роман В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", 1956, повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", 1962.

18 ноября 1962 г. журнал "Новый мир" публикует повесть "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына

Росла популярность молодых поэтов: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского. В своем творчестве они обращались к современникам и современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.


Е. А. Евтушенко Б.А. Ахмадулина А. А. Вознесенский

Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Нева", "Наш современник", "Иностранная литература", "Москва". Журнал "Новый мир" (глав. ред. А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. Именно на его страницах увидели свет произведения Солженицына ("Один день Ивана Денисовича", 1962 , "Матренин двор" и "Случай на станции Кречетовка", 1963). Журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятников", органом легальной оппозиции советской власти.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры 1930-х гг.: И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, в печати появились запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Однако "оттепель" в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B.C. Гроссманом, автором "Сталинградских очерков" и романа "За правое дело. Рукопись романа "Жизнь и судьба" о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки.

Из документа (Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства):

…Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат - машинописные или рукописные издания, не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов, и тамиздат - печатавшиеся за границей произведения советских авторов. Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" о судьбе интеллигенции в годы революций и Гражданской войны сначала распространялся в самиздатовских списках. После запрещения публикации романа в журнале "Новый мир" книга была передана за границу, где издана в ноябре 1957 г. в итальянском переводе. В 1958 г. Пастернак получил за роман Нобелевскую премию по литературе. В СССР не без ведома Н. С. Хрущева была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии.

На даче Пастернаков в день присуждения Нобелевской премии: Е. Ц. и К. И. Чуковские, Б. Л. и З. Н. Пастернаки. Переделкино. 24 октября 1958

"Дело Пастернака" стало сигналом к новому ужесточению цензуры. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы, проявилось еще большее нетерпение к инакомыслию. В 1963 г. на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Хрущев выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны.

Театр, музыка, кинематограф

В Москве начали работать новые театры "Современник" под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов "Современника" и "Таганки" нашли отражение настроения эпохи "шестидесятников": обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.

Театр "Современник"

Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: "Летят журавли" (реж. М. К. Калатозов), "Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай). "Летят журавли" Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Летят журавли"

В лучших кинофильмах начала 1960-х гг. поднималась тема поиска жизненного пути молодым поколением: "Я шагаю по Москве" (реж. Г. Н. Данелия), "Застава Ильича" (реж. М. М. Хуциев), "Девять дней одного года" (реж. М. И. Ромм). Многие артисты смогли побывать за границей. В 1959 г. было возобновлено проведение Московского кинофестиваля. После Карибского кризиса усилилось разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Так, неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева "Застава Ильича", один из символов эпохи "оттепели" о молодёжи шестидесятых годов.

Из документа (С. Н. Хрущев. Трилогия об отце):

Как это случается с сильными натурами, отец, казалось, сам ощущал слабость своей позиции и от этого становился еще резче и непримиримее. Я присутствовал однажды при разговоре о фильме "Застава Ильича" режиссера Марлена Хуциева. Весь стиль, агрессивность этого разбора произвели на меня тягостное впечатление, которое я помню и по сей день. По дороге домой (заседание проходило в Доме приемов на Воробьевском шоссе, мы жили рядом, за забором) я возражал отцу, мне казалось, что ничего антисоветского в фильме нет, более того, он именно советский и одновременно высококачественный. Отец промолчал. На следующий день разбор "Заставы Ильича" продолжился. Взяв слово, отец посетовал, что идеологическая борьба идет в трудных условиях и даже дома он не всегда встречает понимание.

Вчера Сергей, мой сын, убеждал меня, что в своем отношении к этому фильму мы не правы, - заявил отец и, оглядев темноту зала, спросил: -Правильно?

Я сидел в задних рядах. Пришлось встать.

Так, верно, фильм хороший, - заикаясь от волнения, произнес я. Это был мой первый опыт участия в столь большом собрании. Однако мое заступничество только подлило масла в огонь, ораторы один за другим клеймили режиссера за идеологическую недозрелость. Фильм пришлось переделать, лучшие куски вырезать, он получил новое название "Нам двадцать лет".

Постепенно я все более убеждался, что отец трагически ошибается, теряет свой авторитет. Однако сделать что-нибудь было далеко не просто. Нужно было выбрать момент, осторожно высказать ему свое мнение, попытаться убедить его во вредности столь безапелляционных суждений. В конце концов он должен понять, что бьет по своим политическим союзникам, по тем, кто поддерживает его дело.

С конца 1950-х гг. в советской музыке развивался неофольклоризм. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца". Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л. Ростроповича.

Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: "Подмосковные вечера" (В. Соловьев-Седой, М. Матусовский) в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, "Если бы парни всей Земли…" (В. Соловьев-Седой, Е. Долматовский), "Зори московские…" (А. Островский, М. Лисянский), "Звенит гитара над рекою…" (Л. Ошанин, А. Новиков) и др. В этот период начинается творческая деятельность композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г. Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова.

В становлении духовной атмосферы рубежа 1950-60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество. Аудиторией Б. Ш. Окуджавы, Н. Н. Матвеевой, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, А. А. Галича стало молодое поколение "физиков" и "лириков", спорившие о проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях.

Б. Окуджава А. Галич

живопись, архитектура, скульптура

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в работах художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников наши отражение трудовые будни современников, возник так называемый "суровый стиль". Картины представителей "сурового стиля" В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Т. Т. Салахова, П. П. Оссовского, В. И. Иванова и др. воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней".

В. Попков. Строители Братска

1 декабря 1962 г. Н. С. Хрущев посетил юбилейную выставку Московской организации Союза художников в Манеже. Он обрушился с грубыми, некомпетентными нападками на молодых живописцев-авангардистов студии Э. М. Белютина: Т. Тер-Гевондян, А. Сафохина, Л. Грибкова, В. Зубарева, В. Преображенскую. На следующий день газета "Правда" опубликовала разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.

Из документа (Из выступления Хрущёва во время посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 г.):

…Ну я не понимаю, товарищи! Вот он говорит: «скульптура». Вот он - Неизвестный. Вот это скульптура? Вы извините!… Я в 29 лет занимал положение, когда я чувствовал ответственность за страну, за нашу партию. А вы? Вам 29 лет! Вы всё чувствуете, что вы ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах! И поэтому отвечай!…

Не хотите с нами идти в ногу - получите паспорт, уходите… Мы в тюрьму вас не посылаем! Пожалуйста! Вам нравится запад? Пожалуйста!…Давайте представим это. Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства - вызывает.

…Вы скажете: каждый играет, так сказать, в свой музыкальный инструмент - вот это и будет оркестр? Это какофония! Это… Это дом сумасшедший будет! Это джаз будет! Джаз! Джаз! Я не хочу обидеть негров, но вот, э-э, по-моему, это музыка негритянская…Кто же полетит на это жареное, которые вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные… Вот и полетели!.. Тот кто хочет услаждать наших врагов - тот может браться за это оружие…

В скульптуре расцветает монументализм. В 1957 г. у здания ООН в Нью-Йорке появилась скульптурная группа Е. В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Военная тематика была представлена скульптурными портретами полководцев, созданными в советских городах Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, лучшими мастерами этого жанра.

"Перекуем мечи на орала" Скульптор - Вучетич Е. В.

Советские скульпторы в это время запечатлели исторических личностей и деятелей культуры. С. М. Орлов, А. П. Антропов и Н. Л. Штамм - авторы памятника Юрию Долгорукову в Москве перед зданием Моссовета (1953-1954); А. П. Кибальников завершает работу над памятником Чернышевскому в Саратове (1953) и В. Маяковскому в Москве (1958). Скульптор М. К. Аникушин в реалистической манере исполнил памятник А. С. Пушкину, установленный на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея.

Памятнику Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин

За рамки соцреализма вышло в период "оттепели" творчество скульптора Э. Неизвестного: "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962-1963), "Усилие" (1962), "Механический человек" (1961-1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963. В 1962 г. на выставке в Манеже Неизвестный был экскурсоводом Хрущева. После разгрома выставки его несколько лет не выставляли, опала завершилась лишь с отставкой Хрущева.

Э. Неизвестный Надгробный памятник Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного

После смерти Сталина начинается новый этап в развитии советской архитектуры. В 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", "противоречащих демократическому духу жизни и культуры нашего общества". На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями сохранилась до распада СССР. По такому принципу были построены районы Химки-Ховрино (арх. К. Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Я. Белопольский, Е. Стамо и др.), район "Дачное" Ленинграда (арх. В. Каменский, А. Жук, А. Мачерет), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде. В годы массового строительства панельных пятиэтажек использовались стандартные проекты и дешевые строительные материалы "без архитектурных излишеств".

Государственный Кремлёвский дворец

В 1961 г. в Москве были построены гостиница "Юность" (арх. Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимирова; инженеры Н. Дыховичная, Б. Зархи, И. Мищенко) с использованием таких же крупных панелей, что применялись в жилищном строительстве, кинотеатр "Россия" ("Пушкинский") с его выдвинутым козырьком. Одним из лучших общественных сооружений этого времени стал Государственный Кремлёвский дворец,1959-1961 (арх. М. Посохин), при строительстве которого рационально была решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. В 1963 г. завершилось строительство Дворца пионеров в Москве, представляющего собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией.

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Либерализация общественно-политической жизни сопровождалась расширением международных культурных связей. В 1955 г. вышел первый номер журнала "Иностранная литература". Он стал для советских читателей единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

В октябре 1956 г. в Москве в музее им. Пушкина И. Эренбург организовал выставку картин П. Пикассо. Впервые в СССР были показаны полотна одного из самых известных художников XX в. В декабре того же года работы Пикассо отправили в Ленинград, в Эрмитаж, где выставка спровоцировала студенческий митинг в центре города. Студенты публично делились впечатлениями.

Плакат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

В июле 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стал придуманный П. Пикассо Голубь мира. Форум стал во всех смыслах значимым событием для советских юношей и девушек, они впервые познакомились с молодежной культурой Запада.

В 1958 г. в Москве состоялся первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победу одержал молодой американский пианист X. Ван Клиберн, выпускник Джульярдской школы, где он учился у Р. Левиной, русской пианистки, уехавшей из России в 1907 г. В Америке о его победе писали так: "он стал неожиданно знаменит, выиграв премию Чайковского в Москве в 1958 году, стал первым американцем, снискавшим триумф в России, где он превратился в первого фаворита; по возвращении в Нью-Йорк его встречали как героя массовой демонстрации".

Победитель конкурса им. Чайковского Х. Ван Клиберн

Большой резонанс в мировой музыкальной жизни вызвали первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского театров. В спектаклях классического репертуара и постановках современных композиторов ("Спартак" А. И. Хачатуряна, "Кармен-сюита" Р. К. Щедрина, "Легенда о любви" А. Д. Меликова) перед западным зрителем предстали М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, Н. И. Бессмертнова. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. балет превратился в "визитную карточку" советского искусства за рубежом.

М. Плисецкая

В целом, период «оттепели» стал благотворным временем для отечественной культуры. Духовный подъем содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение научных и культурных контактов с зарубежными странами способствовало гуманизации советского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала.

"Не хлебом единым"

К. М. Симонов

"Живые и мертвы"е

В. П. Аксенов

"Звездный билет", "Пора, мой друг, пора"

А. И. Солженицын

"Один день Ивана Денисовича"

Б. Л. Пастернак

"Доктор Живаго"

Кинематограф

Театр

Театр

Художественный руководитель

Современник

О. Н. Ефремов

Ленинградский Большой драматический театр

Г. А. Товстоногов

Театр на Таганке

Ю. П. Любимов

1957 г. создание крупнейшего в мире синхрофазотрона.

1957 г. создание Сибирского отделения АН СССР.

"Реабилитирована" генетика.

Удостоены Нобелевских премий:

    1956 г. Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций

    1962 г. Д.Л. Ландау за теорию жидкого гелия

    1964 г. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров за исследования в области квантовой радиофизики.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

1957 г. запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

1963 г. первый полет женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова.

Переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.

В начале 1990-х гг. резко сократились Государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера.

На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.

В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.

Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Толкиена) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.

Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты. Тенденция вестернизации (заимствования западных образцов) молодежной культуры рельефно отражала те процессы, которые происходили в массовой культуре в условиях ее быстрого распространения.

Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. В результате ориентированная на потребителя индустрия развлечений превратилась в один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство новых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре" и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.

Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.

Особенности духовной жизни страны во многом определились динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.

Возросло многообразие форм творчества. Разные направления, стили, школы и художественные индивидуальности получили возможность выразить собственные взгляды и реализовать свой потенциал. Многие из них не только вступали в творческие споры и конфликты друг с другом, но и вызывали ожесточенные дискуссии в обществе. Продолжался процесс духовного переосмыслении прошлого и поисков своего места в глобализирующемся мире. Культурная жизнь открывалась навстречу влияниям и заимствованиям из иных культур и одновременно искала пути обновления собственных традиций. Первоочередной задачей становилось накопление интеллектуального капитала - главного ресурса развития современного мира, совершенствования качества и уровня образования. По мере углубления социального расслоения главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения стало телевидение (средняя продолжительность просмотра телепередач составляла около 3-3,5 ч в день). Часть россиян, имевшая высокий уровень доходов, напротив, ориентировалась на элитарную индустрию досуга - платные телеканалы, доступ к Интернету, дорогие клубы и зарубежный туризм.

СНВ-1

Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе

Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, подписанный окончательно в Париже 19 ноября 1990 г., был важнейшим актом завершения «холодной войны». Советский Союз согласно этому договору обещал Западу феноменальное сокращение своего превосходства в обычных вооружениях в Европе.
Хотя это был многосторонний договор, но все дело свелось к нажиму США на СССР, где Горбачев пообещал произвести колоссальные сокращения. Запад свел все дело к тому, что военные в Советском Союзе пытаются использовать всяческую недоговоренность или двусмысленность в договоре с тем, чтобы сохранить часть своих сокращенных сил.
27 мая 1991 г. у Горбачева состоялся очень важный телефонный разговор с Бушем.
Доминировали три темы: ОВСЕ, СНВ и экономическое сотрудничество. Буш сказал Горбачеву, что если советская сторона подвинется «чуть-чуть», то откроется дорога для поездки президента Буша в Москву. Горбачев ответил, что получил письмо Буша и дал инструкции министру иностранных дел (с января 1991 г.) А. А. Бессмертных ввести в ОВСЕ «новые идеи». Ключевое решение было принято на встрече Бейкера и Бессмертных в Лиссабоне 1 июня 1991 г.
14 июня 1991 г. на специальной сессии послов в Вене был подписан Договор ОВСЕ.
Долгие годы СССР имел значительное преобладание над Западом на европейском театре в обычных вооружениях: 60 тыс. танков (плюс 4,4 тыс. производимых ежегодно новых танков) давали весомый аргумент наземным силам СССР.
Теперь этот аргумент потерял силу. В качестве платы за нормализацию отношений с Западом Россия ограничила себя 6400 танками. Происходит падение производства в отраслях, создававших обычные вооружения. Накопленных запасов еще, возможно, хватит на 5-10 лет, пока не станет ясным, что России нужно заново создавать свое вооружение.

Президент США Дж. Буш-старший в июле 1991 г. прибыл в Москву. Главным вопросом встречи в Москве было подписание 31 июля 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений - СНВ-1 . На реализацию СНВ-1 отводилось 8 лет. Американское давление на советскую сторону в 1991 г. было неприкрыто грубым. Это, в частности, признал госсекретарь Дж. Бейкер: «На протяжении многих лет мы стремились убедить Советский Союз сократить численность их боезарядов. Теперь они наконец соглашаются с нами, а мы вдруг говорим им: «Нет, постойте! Мы придумали еще более сложный способ вашего разоружения».
Каждая сторона имела право содержать 1600 стратегических запускающих устройств в наземных шахтах и на подводных лодках. Стороны ограничивались 6000 ядерных боезарядов (4900 наземных баллистических ракет; 1540 зарядов на тяжелых ракетах; 1100 зарядов на мобильных запускающих устройствах).
Наибольшему сокращению подвергались быстродействующие ракетные системы.
Сокращения предусматривались неравные: 25% сокращений для Соединенных Штатов и 35% для Советского Союза. СССР обязался уменьшить вдвое численность тяжелых МБР.
Переговорный процесс предполагалось продолжить. Советская сторона желала знать, когда дело дойдет до сокращения тактического ядерного оружия, но руководство США довольно жестко отвергло подобные идеи. Так же жестко американская сторона ответила Горбачеву и по другому важному вопросу - о прекращении подземных испытаний. Ответ был краток: американская сторона не готова рассматривать этот вопрос.
Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали СССР «гуманитарную помощь» (продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Они все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, политически и материально поощряя их сепаратизм. Тем не менее по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана. В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд долларов (без учета долга по ленд-лизу).
8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик, приняв решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ, прежде всего сообщили об этом президенту США.



1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР.Провозглашенный М. С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с первыми годами «оттепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!» и не менее красноречивый «Гласность нам нужна, как воздух!». Гласность предполагала большее разнообразие тем и подходов, более живой стиль подачи материала в средствах массовой информации. Она не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и свободного выражения мнений. Реализация этого принципа предполагает наличие соответствующих правовых и политических институтов, которых в Советском Союзе середины 1980-х гг. не было.
Численность КПСС в 1986 г., когда состоялся XXVII съезд, достигла рекордного в ее истории уровня в 19 млн человек, после чего началось сокращение рядов правящей партии (до 18 млн в 1989 г.). В выступлении Горбачева на съезде впервые было сказано о том, что без гласности нет и не может быть демократии. Проявившееся в ходе набиравших обороты в партийных организациях дискуссиях отсутствие единомыслия по вопросу о перспективах развития страны выплеснулось в условиях гласности в бурное общественное обсуждение наболевших проблем. Удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось невозможным, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружилась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос об ответственности за трагедию. Термин «гласность» был употреблён в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. Под политикой гласности стали понимать открытость, доступность информации о всех сферах жизни. Свободу слова, мысли, отсутствие цензуры средств массовой информации. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Это открывало, как казалось, неисчерпаемые возможности для формирования нового информационного поля и для открытого обсуждения всех важнейших вопросов в средствах массовой информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы. В 1987-1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. Появление таких острых публикаций на страницах подцензурных изданий невозможно было представить еще несколько лет назад. Публицисты на короткое время стали настоящими «властителями дум». До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публиковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономике и социальной политике, - «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной газеты». Серия статей о прошлом и настоящем и о перспективах советского опыта (И. И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», Н. П. Шмелева «Авансы и долги», В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина «Лукавая цифра» и др.) в журнале «Новый мир», в котором редактором был писатель С. П. Залыгин, вызвала огромный читательский отклик. Широко обсуждались публикации Л. А. Абалкина, Н. П. Шмелева, Л. А. Пияшевой, Г. Х. Попова, Т. И. Корягиной о проблемах экономического развития страны. А. А. Ципко предложил критическое осмысление ленинского идейного наследия и перспектив социализма, публицист Ю. Черниченко призывал пересмотреть аграрную политику КПСС. Историк Ю. Н. Афанасьев организовал весной 1987 г. историко-политические чтения «Социальная память человечества», они имели отклик далеко за пределами московского Историко-архивного института, которым он руководил. Особой популярностью пользовались сборники, печатавшие под одной обложкой публицистические статьи, их читали как увлекательный роман. В 1988 г. тиражом в 50 тыс. экземпляров вышел и сразу стал «дефицитом» сборник «Иного не дано». Статьи его авторов (Ю. Н. Афанасьев, Т. Н. Заславская, А. Д. Сахаров, А. А. Нуйкин, В. И. Селюнин, Ю. Ф. Карякин, Г. Г. Водолазов и др.) - известных своей общественной позицией представителей интеллигенции объединял страстный и бескомпромиссный призыв к демократизации советского общества. В каждой статье читалось желание перемен. В коротком предисловии редактора Ю. Н. Афанасьева говорилось о «разных темах, противоречивых мнениях, нетривиальных подходах. Может быть, именно это и придает особую убедительность магистральной идее сборника: перестройка - это условие жизненности нашего общества. Иного не дано».
«Звездным часом» прессы стал 1989 год. Тиражи печатных изданий достигли беспрецедентного уровня: еженедельник «Аргументы и факты» выходил тиражом в 30 млн экземпляров (этот абсолютный рекорд среди еженедельников был занесен в Книгу рекордов Гиннесса), газета «Труд» - 20 млн, «Правда» - 10 млн. Резко подскочила подписка на «толстые» журналы (особенно после разразившегося в конце 1988 г. скандала с подпиской, когда ее попытались ограничить под предлогом дефицита бумаги). Поднялась общественная волна в защиту гласности, и подписку удалось отстоять. «Новый мир» в 1990 г. вышел невиданным для литературного журнала тиражом в 2,7 млн экземпляров.
Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР (1989-1990), на работе люди не выключали радиоприемники, брали из дома переносные телевизоры. Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Телевидение стало использовать прием репортажа с места событий и прямой эфир, это было революционным шагом в освещении происходящего. Родились «говорящие в прямом эфире» передачи - круглые столы, телемосты, дискуссии в студии и т. п. Всенародная без преувеличения популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлением людей быть в центре происходящего. Молодые ведущие телепередач своим примером доказали, что в стране появляется свобода слова и возможна свободная полемика вокруг волновавших людей проблем. (Правда, не раз в годы перестройки руководство ТВ пыталось вернуться к старой практике предварительной записи передач.)
Полемический подход отличал и самые яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 1990-х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин), «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс). Последний фильм был непосредственно обращен к молодежной аудитории.
Самые известные художественные картины о современности без прикрас и ложного пафоса рассказывали о жизни молодого поколения («Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, обе вышли на экран в 1988 г.). Соловьев собрал на массовку для съемки последних кадров фильма толпу молодежи, объявив заранее, что петь и сниматься будет В. Цой. Его песни стали для поколения 1980-х гг. тем, чем было для предшествующего поколения творчество В. Высоцкого.
Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы . В историю вернулись имена Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. Характерно, что одними из «первых ласточек» в осмыслении прошлого стали уже опубликованные за рубежом работы западных авторов о советском периоде отечественной истории (С. Коэн «Бухарин», А. Рабинович «Большевики идут к власти», двухтомная «История Советского Союза» итальянского историка Дж. Боффы). Публикация трудов Н. И. Бухарина, неизвестных новому поколению читателей, вызвала бурную дискуссию об альтернативных моделях строительства социализма. Сама фигура Бухарина и его наследие противопоставлялись Сталину; обсуждение альтернатив развития велось в контексте современных перспектив «обновления социализма». Потребность осмыслить историческую правду и ответить на вопросы, «что же случилось» и «почему это случилось» со страной и народом, вызвала огромный интерес к публикациям по отечественной истории XX в., особенно к начавшей появляться без цензурных купюр мемуарной литературе. В свет в 1988 г. выходит первый номер журнала «Наше наследие», на его страницах появляются неизвестные материалы по истории отечественной культуры, в том числе из наследия русской эмиграции.
На мучившие людей вопросы искало ответы и современное искусство. Фильм режиссера Т. Е . Абуладзе «Покаяние » (1986) - притча о всемирном зле, воплощенном в узнаваемом образе диктатора, без преувеличения, потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм, ставший лейтмотивом перестройки: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?» Проблемы нравственного выбора человека оказались в центре внимания двух разных по темам шедевров отечественного кинематографа - экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (Реж. В. Бортко, 1988) и «Холодного лета 53-го» (реж. А. Прошкин, 1987). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А. Ю. Германа, А. А. Тарковского, К. П. Муратовой, С. И. Параджанова. Сильнейшее впечатление произвела картина А. Я. Аскольдова «Комиссар» - фильм высокого трагедийного пафоса.
Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей.

На рубеж 1990-х гг. пришелся период бурного роста исторического самосознания нации и пик общественной активности. Изменения в экономической и политической жизни становились реальностью, людьми овладело стремление не допустить обратимости перемен. Однако по вопросу о приоритетах, механизмах и темпах перемен не было единомыслия. Вокруг «перестроечной» прессы группировались сторонники радикализации политического курса и последовательного проведения демократических реформ. Они пользовались широкой поддержкой общественного мнения , оформившегося в первые годы перестройки.

Наряду с гласностью появляется ещё одно ключевое слово перестройки - плюрализм , означая разнообразие во мнениях по одному и тому же вопросу

Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для отечественной истории феноменом. В стране появились лидеры общественного мнения из числа представителей творческой интеллигенции - журналисты, писатели, ученые. Среди них было немало людей гражданского долга и большого личного мужества.
В конце 1986 г. возвратился из горьковской ссылки А. Д. Сахаров. Широко известный как один из создателей водородного оружия, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира (1975), ученый был и неутомимым поборником нравственности в политике. Его гражданская позиция далеко не всегда встречала понимание. Сахаров был избран депутатом I Съезда народных депутатов СССР. «Пророком в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человеком, призывавшим своих современников к нравственному обновлению ради будущего», назвал Сахарова в прощальном слове выдающийся ученый, филолог и историк Д. С. Лихачев .
С именем Д. С. Лихачева связана целая эпоха в развитии отечественной гуманитарной науки. В условиях нараставшего в последние советские годы разочарования в общественно-политических идеалах он дал личный пример подвижнического общественного служения русского интеллигента. «Быть интеллигентным» он считал «социальным долгом человека», вкладывая в это понятие прежде всего «способность к пониманию другого». Его труды по истории древнерусской литературы и культуры проникнуты уверенностью в том, что сохранение и приумножение национального духовного наследия - залог успешного развития страны в XXI в. В годы перестройки этот призыв был услышан миллионами людей. Ученый был известен бескомпромиссной позицией в деле охраны памятников истории и культуры и неутомимой просветительской деятельностью. Не раз его вмешательство позволяло предотвратить разрушение исторического наследия.
Своей нравственной и гражданской позицией такие люди, как Д. С. Лихачев и А. Д. Сахаров, оказали огромное влияние на духовный климат в стране. Их деятельность стала для многих нравственным ориентиром в эпоху, когда начали разрушаться привычные представления о стране и об окружающем мире.
Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем гражданской активности. В годы перестройки родились многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Так называемые неформалы (т. е. не организованные государством активисты ) собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных общественных (на деле государственных) организаций, как Советский комитет защиты мира. В отличие от прежних времен, группы общественных инициатив создавались «снизу» людьми самых разных взглядов и идейных позиций, всех объединяла готовность личным участием добиваться радикальных перемен к лучшему в стране. Среди них были представители нарождавшихся политических течений, они создавали дискуссионные клубы («Клуб социальных инициатив», «Перестройка», затем «Перестройка-88», «Демократическая перестройка» и др.). В конце 1988 г. авторитетным общественно-политическим центром стал клуб «Московская трибуна». Его члены - известные представители интеллигенции, лидеры общественного мнения - собирались для экспертного обсуждения самых значимых для страны проблем. Появился целый спектр разнообразных неполитических и околополитических инициатив, ориентированных на правозащитную деятельность (такие, как «Гражданское достоинство »), на защиту окружающей среды (Социально-экологический союз) , на организацию местного самоуправления, на сферу досуга и здорового образа жизни. Группы, ставившие задачу духовного возрождения России, в основном носили ярко выраженный религиозный характер. В начале 1989 г. только в Москве было около 200 неформальных клубов, аналогичные формы общественной самоорганизации существовали в крупных промышленных и научных центрах страны. Такие группы оказывали заметное влияние на общественное мнение и имели возможности мобилизовать сторонников и сочувствующих. На этой основе в годы перестройки в стране зарождалось гражданское общество.
Резко увеличился и поток выезжавших за рубеж советских людей, причем в основном не за счет туризма, а в рамках общественных инициатив («народная дипломатия», «детская дипломатия», семейные обмены). Перестройка открыла для многих «окно в мир».
Но значительная часть общества, памятуя о несбывшихся надеждах предыдущего поколения на перемены, заняла выжидательную позицию. Раздавались и громкие призывы «защитить социализм» и советское наследие от «фальсификации». Бурю откликов вызвала появившаяся в газете «Советская Россия» в марте 1988 г. статья преподавателя из Ленинграда Н. Андреевой под говорящим названием «Не могу поступиться принципами». С иных позиций - борьбы против проникновения «разрушительных для нации западных влияний» и за сохранение самобытности - выступили известные писатели и художники - В. И. Белов, В. Г. Распутин, И. С. Глазунов и др . Столкновение сторонников демократических реформ западного образца и тех, кто выступал за «реформу» самого социализма, за возврат к «настоящим» социалистическим идеалам, приверженцев откровенно антикоммунистических взглядов и тех, кто поддерживал идею обновленной реставрации советской системы, грозило выйти за рамки пылкой полемики в печати и на трибуне Съезда народных депутатов. Оно отражало начавшееся политическое размежевание в обществе.
В 1986 г. журнал «Знамя» напечатал «оттепельный» роман А. А. Бека «Новое назначение», так и не вышедший в 1960-е гг., - страстное разоблачение пороков административно-командной системы сталинской эпохи. Самого заинтересованного и чуткого читателя имели романы А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», повесть Д. Гранина «Зубр». Их объединяет, как и самые яркие фильмы перестройки, стремление переосмыслить прошлое и дать ему морально-этическую оценку. Ч. Айтматов в романе «Плаха» (1987) впервые обратился к проблемам наркомании , о которых в советском обществе не принято было говорить вслух. Новые по поднятым темам, все эти произведения были написаны в «учительной» традиции русской литературы.
К читателю начали возвращаться запрещенные ранее к публикации в СССР произведения. В «Новом мире» спустя 30 лет после присуждения Б. Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе вышел роман «Доктор Живаго». Были опубликованы книги писателей первой волны эмиграции - И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева, В. В. Набокова и тех, кто был вынужден покинуть СССР уже в 1970-е гг., - А. А. Галича, И. А. Бродского, В. В. Войновича, В. П. Аксенова. Впервые на родине был издан «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына и «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова, поэма А. А. Ахматовой «Реквием», роман B. C. Гроссмана «Жизнь и судьба

В июне 1990 г. был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», наконец отменивший цензуру . Тем самым, советская система управления культурой была в основном разрушена. Это была большая победа сторонников демократических реформ.

Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и церкви. Уже в 1970-е гг. развитию взаимодействия между государством и религиозными организациями способствовала активная миротворческая деятельность представителей ведущих конфессий (особенно РПЦ). В 1988 г. тысячелетие Крещения Руси отмечалось как событие государственного значения . Центром празднования стал переданный церкви и восстановленный московский Свято-Данилов монастырь.
В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», он гарантировал право граждан исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероисповеданий перед законом, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни. Признанием значимости православной традиции в духовной жизни страны стало появление в календаре нового государственного праздника - Рождества Христова (впервые 7 января 1991 г.

Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2-3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического развития». Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет по пути углубления социального неравенства. Возникли первые альтернативные формы занятости и быстрого обогащения. Распространение торгово-посреднических кооперативов, которые занимались скупкой товаров по государственным ценам и их перепродажей или использовали для обеспечения своей работы государственное оборудование, привело к появлению первых в стране богатых людей в условиях, когда многие производства начали простаивать из-за перебоев с поставками сырья, а зарплаты быстро обесценивались. Ошеломляющее впечатление произвело появление в стране первых «легальных» миллионеров: предприниматель, член КПСС А. Тарасов , например, заплатил с миллионных доходов партийные взносы. В то же время объявленная кампания «борьбы с нетрудовыми доходами» (1986) больно ударила по тем, кто подрабатывал репетиторством, продажей цветов на улице, частным извозом и т. п.
Начавшаяся дезорганизация производства привела к разрушению механизмов перераспределения, а экономика продолжала накачиваться необеспеченной денежной массой. В результате в мирное время и без явных на то причин с прилавков стало исчезать буквально все - от мяса и масла до спичек. Для того чтобы как-то регулировать ситуацию, были введены талоны на некоторые товары первой необходимости (например, на мыло), в магазинах выстраивались длинные очереди. Это заставило людей старшего поколения вспомнить о первых послевоенных годах. Товары можно было приобрести у перекупщиков и на рынке, но здесь цены были в несколько раз выше и большей части населения не были доступны. В итоге впервые за долгие годы поползли вверх государственные цены на товары повседневного спроса. Стал падать жизненный уровень людей.
Очень двусмысленное впечатление оставила и последняя масштабная кампания советской эпохи - антиалкогольная. (1986 г.) Вскоре после прихода М. С. Горбачева к руководству страной были объявлены чрезвычайные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировались «безалкогольные свадьбы», были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. В результате резко подскочили теневой оборот алкоголя и самогоноварение.
Эти и другие меры чрезвычайного характера дискредитировали социально-экономический курс горбачевского руководства. Пытаясь «подлатать дыры», государство стало сокращать финансирование оборонных и научных программ. Миллионы людей продолжали формально числиться на производстве и в научных учреждениях, но фактически перестали получать зарплаты или получали их на уровне ниже прожиточного минимума. В результате многие оказались без средств к существованию и были вынуждены искать любые возможности занятости, не имевшие отношения к их квалификации, в первую очередь в торговле. Уровень государственной социальной защиты продолжал падать, начались сбои в сфере здравоохранения, в обеспечении лекарствами. К концу 1980-х гг. в стране резко упала рождаемость. Техногенные катастрофы (Чернобыль, гибель АПЛ «Комсомолец») усиливали разочарование в способности руководства справиться с кризисными явлениями. Неуверенность в правильности избранного курса вселяло и «отпадение» от советской системы стран социалистического лагеря (1989).
Характерной тенденцией конца 1980-х гг. стал бурный интерес к «мыльным операм» - первым появившимся на экране мексиканским и бразильским сериалам. Стали распространяться нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники. Характер массового увлечения приобрело целительство, которое пропагандировалось в телевизионном эфире. Это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нараставшего социально-экономического кризиса. В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово-огородном участке. Советский человек, привыкший рассчитывать на помощь государства, оказывался с этими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности известный публицист В.И. Селюнин выразил в емкой формуле: «Гласность есть, слышимости нет».
«Хотим перемен!» - требовали герои популярного фильма «Асса». Характерными были слова песни Виктора Цоя (1988):

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах
И в пульсации вен...
Перемен, мы ждем перемен.

Заканчивалась советская эпоха в истории страны