Презентации на тему романтизм в искусстве. Презентация на тему "романтизм в литературе и искусстве"

Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

Презентация по художникам-романтикам XIX века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура XIX века Романтизм в живописи Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса МБОУ СОШ №8 г.Ноябрьска Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира Руководитель Калашникова Виктория Александровна

Цель: Познакомиться с Искусством романтизма в живописи

Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.

Романтизм в живописи В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.

Каспар Давид Фридрих Немецкий художник. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817-1818) «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус - 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.

Работы Блехена: В Берлинском Тиргартене, 1825 В парке виллы д"Эсте, 1830

Взорванная башня Гейдельбергского замка, ок. 1830 Постройка Чёртова моста, 1830-32

Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

Работы Делакруа: "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж. "Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее» (Эжен Делакруа) Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), - портреты («Семья короля Карла IV», 1800), - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид

"Разносчица воды" 1810 "Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вывод: Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Список использованной литературы: использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru http:// wikipedia . ru . http:// www . labellefrance . ru http:// www . geo - world . ru http://www.fos.ru

Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

Cлайд 1

Романтизм в искусстве Автор – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81, к.п.н, Фролова Л.С.

Cлайд 2

Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Считается, что романтизм стал откликом на Французскую революцию

Cлайд 3

Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как безличностный и искусственный. Во главу угла они ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. На смену сдержанности и смирению пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей

Cлайд 4

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное

Cлайд 5

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы

Cлайд 6

Платье в стиле «романтизм» В первой половине XIX века складывается новое художественное направление - романтизм. Происходит разрыв с классическим наследием античности и поворот к народным традициям европейского средневековья. Вкусы средних веков воскресли в украшениях и одежде

Cлайд 7

В становлении новых идеалов моды немалую роль сыграли романы Вальтера Скотта, поэмы Байрона, картины Делакруа, музыка Бетховена и Шопена. В моде книжный герой, поэтому романтически настроенные женщины не расстаются с томиком любимого романа, носят его с собой в специальном кармане. Направление, господствовавшее в прикладном искусстве и костюме 30-40-х годов, носит название - бидермейер, по имени героя-буржуа поэмы Л. Эйхродта «Biedermeier Liederlust». Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта.

Cлайд 8

Характерной чертой женского платья становится узкая талия и объемные рукава. Изящество талии композиционно подчеркивается таким деталями, как воротник, косынка, кружево

Слово « романтизм » восходит к латинскому « римский », т. е. возникший на основе римской культуры. Со временем слово стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму. Романтизм « Истинная религия это чувство и вкус бесконечности » Шлейермахер


Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты). Эстетические принципы романтизма Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена г. Лувр, Париж.


Природа как выражение стихийного начала жизни. В жизни Природы герой – романтик видит отражение собственной души, он желает слиться с природой. Культ прошлого: Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Экзотика дальних стран. Восток – не только географическое понятие, а прибежище разочарованной души, местом, где можно спрятаться от действительности. К. Д. Фридрих. Монах на берегу моря гг. Государственный музей, Берлин


Живописи романтизма была присуща « страшная жажда творить всеми возможными способами ». Любимыми выразительными средствами становятся колорит, освещение, внимание к деталям. Художники часто прибегают к языку намеков и символов. Изобразительное искусство Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах год. Лувр. Париж.


Кипренский О. А. А. С. Пушкин. 1827, Третьяковская галерея. Москва. Портрет В. А. Жуковского Портрет В. А. Жуковского Третьяковская галерея. Москва. г.

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.

Романтизм в европейской живописи

Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.

Содержание романтического искусства

В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.

«О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей…

Нет, лучше мерзостный порок,

Разбой, насилие, грабеж,

Чем счетоводная мораль

И добродетель сытых рож.

Эй, тучка, унеси меня,

Возьми с собой в далекий путь,

В Лапландию, иль в Африку,

Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»

Г. Гейне

Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?

Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.

Романтизм в изобразительном искусстве

В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.

Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.

Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.

Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.

Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
  • Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Удачи!