На фестивале Dance Inversion Национальный балет Марселя представил свою версию «Болеро.

Фестиваль

Страстное болеро Равеля в интерпретации знаменитых Эмио Греко и Питера Шольтена.

Когда труппа Брониславы Нижинской впервые исполнила «Болеро», танцовщики двигались среди декораций в испанском стиле, а напряжение строилось вокруг танцовщицы болеро, соблазняющей мужчин как Кармен в знаменитой оперной сцене. Впоследствии Равель говорил, что он хотел бы поместить танцовщиков в заводскую среду – явно в стиле картин Фернана Леже – где множество линий и изгибов создавало бы контраст к линейной, повторяющейся мелодии.

Эмио Греко и Питер Шольтен не стали ломать голову над сценографией и сконцентрировались на конфликте тела и музыки. Они продолжают исследования, связанные с «бунтующим телом», и музыка перестает набрасывать контуры сюжета: она становится главным действующим лицом, с которым взаимодействуют все танцовщики. Схватка девяти танцовщиков и симфонического оркестра может показаться неравной, но танцовщикам нужно освободиться от музыки, даже если их тела резонируют в ответ ей. Музыка Boléro – не просто сила, одолевающая танцовщиков, но поле внутренней битвы, отражающее двойственность каждого человека. Тело, столкнувшись с непреклонной ритмической линией, раскрывает свои сомнения, конфликты и желания. Поэтому чувство освобождения можно ощутить только в конце, когда в партитуре безжалостно сталкиваются звуки, а роли окончательно меняются.

Национальный балет Марселя. Создан в 1972 году хореографом Роланом Пети. Национальный балет Марселя (НБМ) был одной из первых танцевальных компаний, которая получила статус Национального хореографического центра (в 1984 году). В 1992 для компании было выстроено новое здание, которое она и занимает по сей день. С 1998 по 2004 годы НБМ возглавляла Мари-Клод Пьетрагалла, а с 2004 по 2013 – Фредерик Фламан. Оба хореографа открывали перед балетом Марселя новые творческие горизонты.

С сентября 2014 года балетом Марселя руководят Эмио Греко и Питер Шольтен. Они планируют продолжать тот же подход, который использовали, работая над совместным проектом, стартовавшим в 2009 году в Амстердаме - международным танцевальным центром ICKamsterdam. Они создали свою вселенную, свой язык, заимствуя лексику как классического, так и постмодернистского танца. В программе мероприятий марсельского балета, названной «бунтующее тело», они обсуждают положение художника в обществе, а в программе le corps du ballet исследуют новую форму существования современного балета. В настоящее время в труппе Национального балета Марселя 26 постоянных артистов и 5 стажеров; подготовлена новая гастрольная программа.

В Москве в рамках Международного фестиваля танца представлено знаменитое «Болеро» Равеля в исполнении Национального балета Марселя. Это настоящий эксперимент, цель которого показать бесконечные возможности управления телом. Сцена как лаборатория, танцовщики как испытатели. Никаких декораций и ярких костюмов. Только магия движений и пластики!

Когда тело бунтует против ограничений, когда оно не подчиняется музыке, а пытается ее победить. Когда внутреннее напряжение вырывается наружу, они выплескивают свою энергию под «Болеро» Равеля.

До сих пор это одно из самых исполняемых произведений в танцевальном мире. И версию Национального балета Марселя критики по всему миру признают самой свободолюбивой.

«В нашем стиле хореографии всегда происходит битва - между музыкой и танцем, между танцем и телом. Ведь вдумайтесь, мы танцуем не под музыку, а вместе с ней», - говорит танцовщик Национального балета Марселя Алехандро Лохинес.

Эту философию танца как борьбы придумали ученик Яна Фабра Эмио Греко и балетмейстер Петер Шольтен. Они даже изобрели новый термин, чтобы описать свои постановки - «экстремализм».

«Этот термин состоит из двух слов: «экстремальное» - ведь на сцене тела танцовщиков выплескивают максимум энергии, и слова «минимализм» - мы не используем дополнительные средства, яркие костюмы и иногда на сцене всего один человек», - поясняет руководитель Национального балета Марселя Петер Шольтен.

Даже во время репетиции подойти к танцорам ближе нельзя. Хореографы Национального балета Марселя буквально зачищают сцену. Они и декорации никогда не используют. Только черный куб сцены. Ведь для них театр - это лаборатория, а танец - эксперимент над телом и его возможностями. И этому эксперименту ничто не должно мешать.

А ведь изначально «Болеро» было экспериментом великой балерины Иды Рубинштейн. То, что вы видите сейчас - его точная реконструкция. В главной роли Илзе Лиепа. А 90 лет назад этот танец был вызовом. Рубинштейн рассказывала историю испанской обольстительницы, которая танцует на огромном столе в кабаке и соблазняет мужчин.

Культовой стала версия Мориса Бежара. Он превратил кабацкий стол в стол жертвоприношения, солистку - в идола, а кордебалет - в загипнотизированных последователей. Свой балет он доверял танцевать только лучшим. Для Майи Плисецкой «Болеро» стало праздником грации и абсолютной красоты.

Марсельская труппа, верная духу контемпорари, вообще уходит от любого сюжета и конкретных героев. Своими телами артисты воплощают энергию в чистом виде. Ту, с которой прорастает цветок, взмывает в воздух птица или мечется разъяренный лев.

На фестиваль современного танца Dance Inversion французы привезли еще один спектакль «Le corps du ballet» - «Тело балета». Иногда его переводят и как «Кордебалет». В нем вся история хореографии, рассказанная в обратном порядке: от постмодерна до классических постановок. И это неслучайно.

«У нас фестиваль посвящен Петипа, такому диалогу с Петипа. И в данном случае «Le corps du ballet» - это тоже такой диалог с Петипа. Что такое кордебалет для классики? Это не просто фон - это суть балета классического, это то тело, которое держит сердце в виде солистов», - говорит художественный руководитель фестиваля Dance Inversion Ирина Черномурова.

В этом году в афише фестиваля особенно много классических сюжетов. «Спящая красавица», «Лебединое озеро», на очереди «Щелкунчик и мышиный король» из Цюриха. Но рождественской сказки не будет. Постановщик Кристиан Шпук исследует природу темных сил. И сам пытается заколдовать зрителей. Своим спектаклем.

Впервые в Минске выступит экстравагантная балетная труппа в стиле contemporary — . Постановку хореографов Эмио Греко и Питера Шольтена «Корпс» зрители увидят на сцене Большого театра Беларуси в рамках V Международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» 15 февраля.

Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» продолжает открывать новые грани искусства. В юбилейный год изюминкой фестиваля станет показ спектакля, который перевернет представление зрителей о современном балете.

Эмио Греко и Питер Шольтен — последователи Ролана Пети — создали постановку, в которой раскрывается история каждого танцовщика, работающего в спектакле, и его авторское взаимодействие с коллективом. Балет «Корпс», который был с восторгом принят марсельцами, можно назвать визитной карточкой «Национального балета Марселя».

Дословно название спектакля «Le Corps du Ballet National de Marseille» следует переводить как «Танцовщики/тела Национального Балета Марселя». Если бы после «d» стояла буква «e», а не «u», то «танцовщики/тела» читались бы как «кордебалет», иначе говоря, «не сольные танцовщики марсельского балета». Греко играет со зрителем в слова, при этом разрешает своему так называемому кордебалету бунтовать — устраивать революцию, подрывать коллективные основы. Шольтен придумал микс из музыки культового балета Чайковского «Щелкунчик» и шумного уличного саунда, чтобы танцовщикам было удобнее взрывать классический танец всевозможными техниками современного танца.

В шоу принимают участие 17 танцовщиков труппы, представляющих разные страны и национальности и владеющих, кроме классической, разными техниками танца. Внутри спектакля Греко сталкивает романтичный арабеск с животным криком, энергичный вращательный трюк с томной оперной арией, а истовый танец на полупальцах — с расслабленными дерганьями танцоров диско. Каждый танцор работает на пределе возможностей своего тела. Из декораций — только черный кабинет, чтобы ничего не отвлекало зрителей от языка танца.

Национальный балет Марселя был создан легендарным французским хореографом Роланом Пети в 1972 году. Хореографический язык Пети включал в себя неоклассический танец на пуантах и элементы эксцентрики. Руководители театра, которые пришли после Пети, отказались от классического репертуара и авторских балетов хореографа и взяли курс на современный танец. В 2014 году руководить Национальным балетом Марселя пригласили хореографа из Италии Эмио Греко и режиссера из Голландии Питера Шольтена, работающих вместе с 1995 года. В своем спектакле Le Corps du Ballet, посвященном компании, с которой арт-дуэту предстояло работать и которую предстояло вывести на новый международный уровень, Греко и Шольтен напоминают зрителям о славном прошлом марсельской труппы, процветавшей при Ролане Пети, и одновременно вводят свою собственную систему координат, лексику современного танца в своем понимании.

Премьера спектакля «Корпс» Национального балета Марселя в Минске состоится 15 февраля в Большом театре Беларуси..