Анатолий емельянов балет биография. Я способна на большее

Впервые участвует Театр балета под руководством Анны Алексидзе и Анатолия Емельянова (за рубежом известный как The Crown of Russian Ballet). С момента своего рождения в 2002 году эта балетная труппа станцевала по всему миру 12 оригинальных спектаклей, среди которых "Тристан и Изольда", "Кармен", "Ромео и Джульетта", "Золушка", "День уходит с земли".

ПО ТЕМЕ

Анна Алексидзе совмещает руководство собственным театром с должностью главного хореографа Чебоксарского театра оперы и балета, где ставит "Лолиту" по одноименному произведению Владимира Набокова, а Анатолий Емельянов время от времени улетает в Америку, где танцует и ставит для Metropolitan Classical Ballet. Дни.Ру застали артистов балета в Москве за репетицией и узнали, какой путь они прошли, прежде чем оказаться под крышей одного театра.

Анна Алексидзе: "Мне говорят: "Лолита"? В балете?!"

Анна, тот факт, что вы из хореографической семьи, не оставлял вам выбора на иное будущее, кроме как будущее в балете?

Мой папа - очень известный хореограф, народный артист Грузии, лауреат государственных премий. К сожалению, год назад он ушел из жизни, но оставил после себя учеников. Дедушка мой, народный артист СССР Дмитрий Александрович Алексидзе, был крупным режиссером драматического театра. Ирина Алексидзе, бабушка по папиной линии, - народная артистка Грузии, балерина. Мама моя - тоже балерина, педагог и режиссер. Поэтому выбора у меня никакого совершенно не было. С тех пор как я родилась, колясочка моя буквально в театре стояла. Но мои мама и папа меня отговаривали идти в балет, поскольку у меня не было выдающихся балетных данных. Но я была влюблена в эту профессию и настаивала.

- Когда вы впервые от родителей услышали слова одобрения?

В 92-м году, когда я училась на втором курсе хореографического училища и стала лауреатом международного конкурса. Тогда папа с мамой сказали: "Ты молодец, дочка. Ты можешь заниматься этой профессией". После этого я пришла в Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, где я провела три года в зале с народной артисткой Элеонорой Евгеньевной Власовой, которая до сих пор является моим педагогом, а впоследствии стала и консультантом нашего театра. После этого я проработала семь лет в труппе Виктора Смирнова-Голованова, с ним объездила весь мир, станцевала все ведущие спектакли, доказала, что я имею место быть в искусстве. После этого я закончила театроведческий факультет ГИТИСа, и мы вместе с Анатолием Емельяновым создали наш театр. С тех пор мы поставили 12 совершенно новых спектаклей, на мои либретто и с хореографией Емельянова.

- Почему вы из всех факультетов ГИТИСа выбрали именно театроведческий?

Я думала, куда пойти: на педагогический, балетмейстерский или театроведческий. Папа мне сказал, что балетмейстерами рождаются, по части педагогики у меня было столько учителей, что постигать эту науку отдельно не имело смысла. А театроведческий факультет расширил мой кругозор и дал возможность писать сценарии. Впоследствии так получилось, что я стала еще и балетмейстером: пребываю сейчас на посту главного хореографа Чебоксарского театра оперы и балета и ставлю там балет "Лолита".

- Очень смелый выбор материала для постановки балета - вам, наверное, это уже говорили?

У Набокова такие потрясающие образы в текстах, что создать их на сцене - немыслимо интересно. Мне очень странно, что до сих пор ни один хореограф не поставил этот балет. Я общаюсь с разными людьми, и все они говорят: "Лолита"? В балете? Очень интересно!" Собственно, сейчас и должны быть такие балеты, которые привлекают людей в театр. Не хочется повторяться и ставить новое "Лебединое озеро". Мне кажется, столько есть произведений, которые можно адаптировать к сегодняшнему дню и сделать в новой пластике. Плюс я хотела бы, чтобы это спектакль был с компьютерной графикой, с мультимедийным сценическим пространством. Премьера ожидается в апреле 2010 года: спектакль долго будет строиться и делаться - там сложные декорации и костюмы. Обязательно будем показывать в Москве, вывезем на фестивали, у нас уже даже есть приглашение в международное турне. Если спектакль получится, то в дальнейшем я бы с большим удовольствием перенесла его в свой театр.

- А почему вы сразу "Лолиту" не ставите в своем театре?

Мы создали театр без единого спонсора. То есть все, что вы увидите и на "Летних балетных сезонах", и все, что видит мир в течение семи лет - это мы сделали своими собственными средствами, своими руками, кровью и потом. Вплоть до того, что Анатолий Емельянов иногда сам расшивает пачки. Такой масштабный спектакль, как "Лолита", мы бы сейчас просто не потянули. То, что Чебоксарский театр дает такую возможность - это очень здорово.

- Расскажите, как вы попали в "Летние балетные сезоны"?

Мы познакомились с Аллой Маратовной Немодрук в Германии. Она узнала о нас по афишам, пришла на нас посмотреть и была поражена, что мы на центральных площадках Германии собираем по три тысячи мест в зале. Она посмотрела все наши спектакли и пригласила участвовать в "Летних балетных сезонах".

Анатолий Емельянов: "Танец - это выражение мысли"

- Как у вас началась ваша балетная история?

Знаете, как это обычно бывает: музыка играет, и дети танцуют. Я очень много танцевал, когда был маленький. Родители отдали меня сначала во Дворец пионеров в хореографический кружок, а потом отослали на Урал - в Пермской училище. Хорошими училищами считались тогда Петербургское, Пермское, Московское. Сам я из Нижегородской области.

- А вы сами хотели себе балетную карьеру?

Нет, конечно. В десять лет, может, девочки уже хотят, но мальчики точно не понимают. Мне нравились танцы, но о том, что я буду артистом балета, в таком возрасте я не думал. Задумался года через три, в 13-14 лет.

- У вас были какие-то еще хобби? Другие варианты развития будущего, параллельные мечты?

Всегда есть варианты заняться чем-нибудь другим. Но когда занимаешься балетом, на это очень много времени уходит. В училище это целый день занимало. А хобби, конечно, много было - я и спортом занимался, легкой атлетикой, и моржеванием, и на гармошке играл, и на гитаре... У меня цель жизни сформировалась поздно: уже после училища, после нескольких лет в театре я понял, что хочу быть балетмейстером. Я поработал в Нижнем Новогороде в Театре оперы и балета имени Пушкина, переехал в Москву, работал здесь в разных трупах, театрах. Потом мы с Анной Алексидзе создали свой коллектив.

- Анна говорила, что вы чуть ли не пачки сами расшиваете?

Да. Это началось, когда мы сами были артистами балета. Что зарабатывали, то и вкладывали в декорации, костюмы. Смысл человеческого существования у каждого свой. Кто-то живет ради денег, кто-то ради еды, кто-то ради сумок дорогих - кому что надо. Я поставил балет - и я счастлив от балета, а не от купленной, к примеру, машины. Жизненные отрезки, которые мы проходим, уже никогда не повторятся, их нужно проводить со смыслом. Я создал 15 балетов - и это же не просто так "взял и поставил", это надо было осмыслить, пропустить через себя.

- Из этих 15 постановок, которые вы сделали, какие самые любимые?

Наверное, последние - "Тристан и Изольда", "Мартин Лютер". Я учился балетмейстерству на своем горьком опыте. То есть я закончил ГИТИС, но как педагог. А учился ставить сам - от постановки к постановке. Человек с возрастом созревает духовно - вместе с ним созревают и спектакли. Танец - это выражение мысли. Я считаю, что балет - очень сильное искусство, которое может переломить человека изнутри. То есть идея моя такая, что зритель должен выйти из зала после спектакля и что-то в нем должно поменяться. В наше время люди забывают, для чего они пришли на эту землю. Вспоминают об этом лет в 50-60, когда уже и жизнь прошла. А я хочу, чтобы молодые люди приходили на спектакли и задумывались о том, что можно сделать сейчас. У каждого должна быть цель. Я работаю, чтобы у зрителей цель появилась.

Главный педагог-репетитор

Заслуженная артистка России

Вся творческая биография Коханчук О.В. связана с балетом. После завершения сценической карьеры она посвятила себя педагогической деятельности. Более 30 лет Ольга Васильевна работает в театре «Русский балет». Педагог-репетитор, опытный наставник, она опирается на богатейший личный сценический опыт, теоретические знания педагогики, полученные в Московском институте культуры, тонкую природную интуицию. Со своими подопечными она работает системно по хорошо отработанной методике, при этом такой же осмысленной работы требует от артистов и в технике танца, и в образном перевоплощении.Во многом благодаря ее педагогическому дару и профессиональному мастерству многие из артистов театра стали лауреатами и победителями престижных международных конкурсов и сделали блестящую творческую карьеру. Среди них не только российские артисты балета, но и танцовщики из Японии, Австралии, Монголии, начинавшие свой творческий путь в «Русском балете» и продолжившие свою карьеру в известных зарубежных труппах.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист Азербайджана

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, профессор Российского университета театрального искусства – ГИТИС, лауреат конкурса артистов балета, лауреат конкурса хореографов.

помощник художественного руководителя-репетитор



Закончила бакинское государственное хореографическое училище. Работала в Бакинском академическом театре оперы и балета им. Ахундова.
В 1989 года перешла в МОГТ "Русский балет" на должность солистки.

В настоящее время занимается административной и репетиторской работой в театре "Русский балет"

педагог-репетитор

Лауреат международного конкурса.

Окончила Московское академическое хореографическое училище. Высшее педагогическое образование получила в Московской государственной академии хореографии. В театре «Русский балет» работает с 1991 года. Солистка, лауреат международного конкурса Масами Чино создавала яркие образы в балетах классического наследия, а также с успехом осваивала современную хореографию.

После завершения сценической карьеры стала педагогом-репетитором. Знания, огромный сценический опыт, умение найти контакт с молодым поколением артистов - все это лежит в основе её успешной педагогической деятельности.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист России

Окончил Московское академическое хореографическое училище. Работал в Свердловском театре оперы и балета, в Московском государственном Детском музыкальном театре.
В театре «Русский балет» работает с 1991 года.

Обладая ярким актерским дарованием, создает рельефные, запоминающиеся образы Ротбарта («Лебединое озеро»), Феи Карабос («Спящая красавица»), Коппелиус («Коппелия»), Евнух («Шехеразада»), Гамаша («Дон Кихот»).

Вечер одноактных балетов "Кармен"

Балет Кармен, Половецкие пляски и Па-де-катр - разные по жанру и стилю танца - несомненно порадуют своей яркой динамической постановкой. Атмоcфера итальянской корриды, стихийный дух древних половцев, и классическая хореография не оставят равнодушными даже искушенную публику.

«Кармен» музыка: Ж.Бизе-Р.Щедрин Хореография: А.Емельянов.
Почти полтора века образ Кармен неудержимо влечет к себе многих художников,воплощающих его в стихах и прозе, в музыке и театре, в живописи и кино. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро.

Премьера состоялась 22 апреля 2004г на сцене Московского Государственного Академического Детского музыкального театра им. Н.Сац

«Половецкие Пляски» Музыка А.Бородина Хореография А.Емельянова
«Половецкие пляски», как известно, фрагмент из оперы «Князь Игорь» и, тем неменее, давно самостоятельное балетное произведение. В основе балетной сцены - восхитительный, очень энергичный или, лучше сказать, энергетический танец древних половцев в половецком стане. Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны. На сцене все время царит стихийный дух древних половцев - перед нами массовый танец. Танец волнующий, смелый, беспрерывный.
Премьера состоялась 22 мая 2011 года в Найроби (Кения) на сцене Safari Park Hotel

«Па-де-катр» Музыка Ц. Пуни Хореография Ж. Перро
Жюль-Жозеф Перро поставил балетный дивертисмент для четырех известных балерин. Вариации наиболее выгодно раскрывали артистические и технические возможности четырёх знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очерёдности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.

Московский театр "Корона Русского Балета" был создан в 1997 году. В его репертуаре имеются балеты классического русского наследия и современные постановки. Состав балетной труппы театра состоит из выпускников лучших хореографических школ России. Театр с успехом выступает на российских и зарубежных сценах, участвует в благотворительных акциях. Театр сотрудничает с ведущими артистами разных театров, в том числе с артистами Большого, Мариинского, Станиславского и Немировича-Данченко и др. театров. Основываясь на великих традициях русской балетной классики, мы создаем спектакли, которые будут понятны и интересны сегодняшнему зрителю и которые, несмотря на все невзгоды жизни, напомнят Вам, что на этом свете царствует Бог, а значит добро и красота.

Художественный руководитель театра: Анатолий Емельянов, Кавалер ордена Дягилева II степени "За пользу Русской культуре"

15 января александровцы, купившие билет на балет Чайковского «Щелкунчик», попали в сказку! Куклы, солдатики, снежинки ожили на сцене ДК «Юбилейный».

Оригинальную современную постановку «Щелкунчика» привез московский театр «Корона Русского Балета». В спектакле были заняты хореографические коллективы ДК: образцовый ансамбль современного танца «Стиль», ТСК ДК «Юбилейный», народный ансамбль народного танца «Узоры». Зал был полон, приятно было видеть в первом ряду почетного гражданина нашего города, в прошлом директора ДК и руководителя «Узоров» Валентину Александровну Лебедеву. Много детей, и это правильно: знакомство с балетом лучше всего начинать со «Щелкунчика».

Происходящее на сцене удивляет, зачаровывает. С первого взгляда видно, что Дроссельмейер (Алекс Бураков) — волшебник. Такое изящество, благородство, доброта, любовь в его движениях. Мужская часть труппы достойна самых высоких похвал: кроме А.Буракова, это руководитель театра Анатолий Емельянов (Щелкунчик, Принц, русский танец); Сергей Чулносов (Мышиный Король, испанский танец); Даниил Орлов (восточный танец), Артём Паничкин (китайский танец), Антон Мальцев (французский танец). Отточенные движения, высокие прыжки, скорость, мощь! Из девушек хотелось бы выделить исполнительницу роли Маши Анну Перковскую, Фею Драже (Елизавета Мальковская) и девушку, которая танцевала восточный танец. Они красавицы и так очаровательно улыбаются, такую волну позитива посылают в зал, что сердце переполняется благодарностью. Наши балетоманы, конечно, поддерживали солистов аплодисментами. А вот кто постоянно срывал овации, так это маленькие александровцы, занятые в спектакле (солдатики, мышата, снежинки, китайские и французские куклы). В общем-то, правильно, что этих персонажей играют дети — очень трогательно и убедительно. «Узоры» блеснули в русском народном танце.

Когда в финале на сцену вышли все участники, мы ахнули: сколько же их? Не менее ста двадцати, а артистов балета всего двадцать два. Остальные наши. Конечно, хотелось узнать мнение причастных к этому празднику взрослых:

Наталья Глазунова:
— У меня дочка второй год занимается в «Стиле». Когда узнали, что будет шанс участвовать в таком событии, очень было приятно. Ходили на занятия все зимние каникулы. Это большой опыт — дети себя чувствуют наравне с большими артистами, это очень для них важно. Они волнуются, переживают. Моя дочка танцует во втором отделении французский танец.
Очень красивое представление, мне кажется, нечасто бывает в Александрове балет.

Дарья Андреева, мама шестилетнего Артёма:
— Артём танцевал китайский танец. Он занимается бальными танцами в ТСК «Юбилейный», преподаватели Алёна Дмитриевна и Игорь Витальевич Рогозины. Подготовка проходила с 15 декабря, три раза в неделю. Несмотря на то что нам надо готовиться к первенству Владимирской области по бальным танцам, который будет проходить 18 января, мы участвуем в спектакле. Это хороший опыт — танцевать на одной сцене с популярными артистами.

Алёна Рогозина, руководитель ТСК «Юбилейный»:
— Это ново для детей, для них это праздник, это здорово! Я думаю, это очень интересная работа, потому что мы занимаемся спортом, всё серьезно, а тут есть возможность примерить другие костюмы, другие роли. В спектакле участвуют дети, которые занимаются третий-четвертый год. Моих занято восемнадцать человек. У нас был месяц для того, чтобы выучить все номера. Сегодня мы с трех часов здесь, репетируем вместе с артистами балета.

Удалось задать несколько вопросов и худруку театра, ведущему солисту Анатолию ЕМЕЛЬЯНОВУ:

— Балет, да еще с участием александровских детей — для нас это событие. Вы в каждом городе задействуете местные танцевальные коллективы?
— Нашему коллективу около 15 лет, в основном мы выступаем за границей. Четвертый год я делаю фестиваль «Созвездие РОССИЯ» по малым городам, селам и поселкам России. Мы возим классику: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Золушка», «Спящая красавица», «Жизель», «Кармен» и современные балеты, например, «Василиса» Рахманинова. Посетили более шестидесяти городов. Смысл фестиваля: дать возможность местным детским коллективам выйти на сцену с артистами в полнометражном двухактном балете. Может, это их подвигнет на что-то высокое. Это такой светлый лучик, который, может быть, озарит детскую душу, согреет ее. Еще смысл в том, чтобы дети знали, что происходило и происходит в нашем искусстве, в частности, в балете. Потому что они должны знать и гордиться этим.

— То, что в области балета мы впереди планеты всей, думаю, все знают.
— Чтобы вообще гордились своей страной, потому что с 90-х пошла тенденция: всё плохо, все уезжают. У нас великая страна с тысячелетней историей.

— Как проходила подготовка к спектаклю?
— Я приехал где-то месяца полтора назад, познакомился с педагогами, оставил видеоматериалы, а дальше они сами с детьми репетировали. У меня такой возможности нет — каждый день спектакли, много гастролей, одна группа артистов в Германии, мы только что вернулись из Италии, третья группа из Голландии. График напряженный. Когда мы приезжаем в Россию, в эти «окна» я стараюсь показать наши спектакли здесь.

— Покрытие для сцены вы с собой привезли?
— Да, это специальное балетное покрытие.

— Как вам наша сцена?
— Сцена хорошая, большая, единственный минус — не уходят декорации наверх. У нас много декораций, они должны во время спектакля меняться, уходить наверх, здесь такой возможности нет. Но по сравнению с другими это достойная площадка. Самое главное, что вы это увидели, и дети увидели, станцевали хорошо, и получился праздник!

— Постановка ваша?
— Да, хореография моя. Она более современная, интенсивная. В отдельных постановках у меня гимнасты задействованы. В Вольгинском, например, участвовали дети из секции гимнастики, потому что у них есть хореография, они знают азы, с ними можно работать.

— Когда вы решили создать свой театр, на это были серьезные причины?
— Я хореограф, я хотел ставить. Почему поэт пишет стихи? Он не может не писать. Он хочет выразить себя. И я хочу выразить себя, только в другом — в балете. «Лебединое», «Щелкунчик», «Золушку» знают во всем мире, но часто, кроме классики, ничего другого не знают. Я пятнадцать балетов поставил, мне хочется другое показать. Вот, например, Рахманинов. Его последнее произведение — «Симфонические танцы» — никто не знает. Балет «Василиса» — это же потрясающая музыка! Никто не знает. Покупают «Лебединое» — «Щелкунчик», «Лебединое» — «Щелкунчик», «Лебединое» — «Щелкунчик». Китайцы — одно «Лебединое», им больше ничего не надо.

— Выбор «Щелкунчика» понятен — рождественская сказка, но мы и другие спектакли посмотрели бы. Приезжайте к нам еще! Кстати, как Александров оказался в списке девяти городов, которые вы с театром посетили в январе?
— Ехали в Кольчугино и решили узнать, можно ли у вас показать наш спектакль. Понимаете, это не нам надо, это вам надо, вашим детям. Директор ДК у вас хороший, она нас поняла. Понимание — это очень важно. Нам никто не помогает. Сегодня мне помогал мой брат — фотографировал, продавал сувениры. Раз в год я выпускаю журнал о фестивале. Сам обновляю сайт театра. Времени не хватает, сплю по три часа. Хорошо, сегодня полный зал, бывает, что мы работаем в минус. Представьте, что я декорации повесил сам, потому что рабочих нет, оттанцевал и еще заплатил тысяч тридцать, потому что зритель не пришел и спектакль не окупился.

— Вы настоящий подвижник, на таких всё и держится.
— Наша национальная черта — жертвовать. Нельзя бесконечно брать и не отдавать. Сейчас я строю часовню и дом под Вязниками. Хочу туда переехать с семьей, потому что двадцать с лишним лет, с 1992 года, живу в Москве, а родился в Дзержинске Нижегородской области. У меня трое детей, и я понимаю, что дети должны расти не в Москве. Они должны видеть землю, природу, а не бесконечные пробки.

Галина АХСАХАЛЯН,
фото Ирины СЕРОВОЙ.

Досье:

Анатолий Емельянов , художественный руководитель и балетмейстер московского театра «Корона Русского Балета», директор всероссийского балетного фестиваля «Созвездие РОССИЯ».
Окончил Пермское Государственное хореографическое училище (1991) и балетмейстерский факультет Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС), 2001. Работал в театрах России и США. Исполнитель ведущих партий в балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спартак», «Василиса» и других, всего более тридцати.
Кавалер ордена Дягилева II степени «За пользу Русской культуре».