Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе. Методика работы над сказками в начальной школе Работа над авторской сказкой в начальной школе

План

1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

2. Особенности методики изучения сказок различных типов.

2.1. Сказки о животных

2.2.Бытовая сказка.

2.3. Волшебная сказка

Литература

1. Бибко Н.С.Сказка приходит на урок. // НШ – 1996 - №9 – с. 31-34

2. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки.//НШ – 1986 - №4 – с.17-20 (чудесного типа).

3. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество».//НШ - 1987 - №5 – с.25-28 (условного типа).

4. Бибко Н.С. Изучение сказок смешанного типа.//НШ - 1990 - №3 – с. 29-33

5. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки //НШ – 1991 - №12 – с.20

1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

В чтении младших школьников большое место занимает сказка.

Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Сказки имеют большое воспитательное значение.

1. Они педагогичны, так как содержат народную мудрость.

2. Они подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают.

3. Сильной стороной сказок является их направленность на победу, на торжество правды.

4. Велико значение сказки как средства развития речи. Язык сказки богатый образными выражениями, обогащает речь учащихся.

Это прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

5. Сказки развивают воображение младших школьников, пробуждает творческие интересы.

В начальной школе согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. В каждой сказке есть своя композиционная особенность. Поэтому только по повтору учащимся нельзя делать вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность его признаков.

Таким образом, сказка имеет следующие жанровые признаки.

1. Сказка занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, жизни над смертью, правды над ложью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность не свойственна сказочному сюжету.

2. Назначение сказки: на материале сказки решается образовательная, развивающая и воспитательная задача.

3. Сказка восходит к действительности, породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных факторов.

4. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. В сказках всегда торжествует нравственная и социальная правда.

5. Как явление фольклора, сказка всегда сохраняет все общефольклорные признаки: коллективность, устность бытования.

6. Каждый рассказчик предлагает свой вариант сказки. В них совпадает идея, сюжет, повторяются общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное обновление сказочного сюжета.

7. Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика.

8. Что же касается героев сказки, то ими становятся не только мифические персонажи, но и обездоленные люди: сироты, нищие и т. д. В сказках можно найти мифологические элементы.

Рассмотрим структуру урока работы над сказкой

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Вступительная беседа

Б) Жанровые особенности сказки

4. Словарная работа

А) язык сказки (изобразительно-выразительные средства)

Б) объяснение непонятных слов

5. Первичное восприятие текста сказки с установкой (рассказывание, использование фонохрестоматии)

6. Проверка первичного восприятия текста

7. Чтение по частям и анализ прочитанного текста

8. Составление плана прочитанного.

9. Пересказ

10. Подготовка к чтению по ролям.

11. Чтение по ролям

12. Проведение различных видов творческих работ.

13. Обобщающая беседа

14. Домашнее задание

При анализе сказок разных типов учитываются некоторые особенности. На этом вопросе мы остановимся, рассматривая методику работы над сказками разных типов.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические .

2. Рассмотрим особенности методику изучения сказок различных типов.

2.1. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, – сказки о животных . Главные его герои – звери, птицы. Они ведут себя как люди: строят жилье, делают на зиму запасы, ходят друг к другу в гости, разговаривают.

Сказка о животных по своему характеру похожа на бытовую сказку. Она доказывает самые прописные истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты. Сказки учат ценить ум выше физической силы, приучают дорожить дружбой, осуждают предательство. В сказках этого вида самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о доброте и жадности – ложатся в сознании и определяют для ребенка нормы поведения.

Сюжет сказок о животных очень прост. Как справедливо подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о животных очень широко применяется прием встреч. С одной стороны, посредством встреч передаются какие-то элементы реального. С другой стороны этот прием дает возможность столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать фантастическое.

Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.

Вначале сказка анализируется как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знанием определенных явлений жизни.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод :

1. Специфику сказок определяет вымысел. Он возникает в результате соединения противоположностей – человеческого и животного мира – в одном пространстве, в одной сфере (петух и кот живут вместе).

2. В сказках о животных нет идеализированного героя. Во всех сказках ум противопоставлен физической силе. Но единого носителя этого качества нет. В сказках о домашних и диких животных победа всегда за домашними животными. Торжествует ум, а не сила (волк боится козы и барана).

3. Не во всех сказках о животных благополучный конец, но трагедийного звучания в сказке нет. Это своеобразное доказательство от противного основной идеи (лиса обманула старика, потому что он глуп).

4. Сказки о животных обладают потенциальной иносказательной возможностью, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации (лиса угощает журавля кашей на тарелке).

5. Сюжет в сказках о животных не сложен. Чаще всего в них разрабатывается мотив встречи.

6. В конце сказки всегда подводится итог, выраженный или пословицей, или обобщающей фразой («как аукнется, так и откликнется»)

7. В сказках о животных в процессе повествования используются традиционные сказочные формулы («и теперь живут, хлеб-соль жуют»).

2.2. Рассмотрим особенности бытовой сказки .

Конфликт в бытовой сказки разрешается в бытовой сфере, поэтому в отличие от волшебной сказки вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действия героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимаются слушателями как повседневная реальность. Степень вымысла возрастает в зависимости от нарушения привычных бытовых пропорций.

В бытовой сказке социально-бытовые мотивы – основа сюжета. Они не могут оставаться неизменными.

Герой бытовой сказки – фигура активная, он действует без чудесных помощников. Бытовая сказка поэтизирует ум, ловкость, смелость, находчивость. Она стремится к снижению чудесного.

У бытовой и волшебной сказки совпадают представления об идеалах добра и справедливости, конфликтные коллизии, есть ряд общих мотивов, но бытовые сказки имеют особую структуру.

Действие в бытовых сказках происходит в обычной обстановке. Однако в них нет героев-животных. А если животные попадут в такую сказку, то только в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека. Героями в таких сказках являются мужик, солдат, работник, а также предметы, окружающие нас в быту.

Главные темы бытовых сказок – это или семейные отношения, или отношения социально-бытовые.

Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, конфликты решаются правдивые. Удивительное в таких сказках то, что в них вполне реальные персонажи получают необычную сюжетную реализацию. Таким образом, бытовая сказка имеет следующие особенности :

1. Конфликт разрешается благодаря активности самого героя; сказка делает героя хозяином своей судьбы.

2. Сказочное пространство и время в бытовой сказке приближено к слушателю и рассказчику, в них важную роль играют моменты сопереживания.

3. Вымысел в бытовых сказках строится на алогизме. До определенного момента сказка воспринимается как бытовой, вполне правдоподобный рассказ. Алогизм достигается гиперболичным изображением каких-либо качеств отрицательного героя: глупости, жадности.

4. Бытовые сказки могут иметь различную композицию: новеллистические и авантюрные – многоэпизодные, комические и сатирические чаще всего разрабатывают один эпизод.

2.3. Рассмотрим особенности волшебной сказки

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла, с идеализированным героем, который, выдержав предварительные испытания, при помощи волшебного средства достигает желаемого: получает царство, невесту или то и другое сразу.

Волшебныесказки характеризуются всевозможными превращениями. Характерным механизмом преобразования сказочных образов является гиперболизация , различная по форме. Такова гиперболизация изменений во времени (например, герой-ребенок необыкновенно быстро растет). Другая форма гиперболизации в пространстве (герои быстро перемещаются); гиперболизация качеств, присущих персонажу сказки (например, ковер-самолет).

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками

В волшебных сказках отрицательные персонажи дурны и злы, положительные наделены комплексом особенно ценных качеств ума, чувства, характера. Оба типа персонажей в сказках этого вида представлены в контрастном противопоставлении. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Функции животных – в решающий момент они приходят на помощь герою.

В волшебных сказках герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные приметы: ковер-самолет, шапка-невидимка. Поэтому при анализе таких сказок специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому помогают и почему, как это характеризует героев сказки). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

Специфика волшебных сказок:

1. Конфликт в волшебной сказке разрешается всегда при помощи волшебных сил, чудесных помощников, при относительной пассивности героя.

2. В волшебной сказке действия развертываются в двух пространственно-временных планах.

3. В волшебных сказках два типа героев.

Один тип – это «положительный герой», наделенный от рождения положительными качествами. Второй тип – «отрицательный герой». В конце сказки обездоленный получает свои права, бедный становится богатым.

4. В волшебной сказке описание заменяют поэтические формулы. Обязательный признак формулы – повторяемость в ряде сказок. Различают начальную формулу (присказка), повествовательную, конечную (концовка).

1. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом. Не надо снижать заинтересованность детей, растолковывав им, что «так в жизни не бывает», что это вымысел. Дети сами не верят в существование Бабы Яги и говорящей рыбки, но детскому воображению свойственно яркое видение мира, показанного в сказке, и это приносит им радость, учит мечтать.

2. Использовать сказки для составления элементарных характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями каких-то характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. Ставятся такие вопросы: «Почему же яблонька, печка, река сначала не захотели помочь девочке, а теперь спасают ее?» - спрашиваем мы. В ответах дается оценка поведения девочки, делается вывод о значении вежливости и скромности

3. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Не послушался Иванушка сестры - стал козленочком: надо было потерпеть, выдержать характер».

Если дети придут к подобным заключениям, то, значит, чтение сказки достигло цели.

4. Учитывать специфику произведения необходимо и при выборе приема для первичного восприятия. Так, народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказывать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. И композиция, и язык сказки рассчитаны на сказовую манеру передачи. Поэтому прозаические сказки пересказываются, и как можно ближе к тексту.

Рассказывание сказки проводится на разных этапах урока. Иногда первичное знакомство со сказкой идет через выразительное рассказывание ее учителем. Полезно использование фонохрестоматии, где сказки даны в артистическом исполнении.

Сказка детьми пересказывается и по картинкам, заменяющим собой план. Своеобразным пересказом является словесное иллюстрирование сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»; М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и подробный пересказ. Хорошим приемом подготовки к подробному пересказу является чтение сказки в лицах.

Небольшие сказки можно драматизировать, разыгрывать в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочные характеры, развивает речь и творческие способности детей.

5. Сказка используется и для обучающих работ по составлению плана, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, а заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Уже во II классе дети охотно рисуют картинный план.

6. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки. Но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных, с показом чучела или изображения на картине и припоминанием уже известных сказок о них. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, т. е. наблюдения и жизненный опыт детей.

7. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра (на уроках труда).

8. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже во II классе дети встречаются со сказочным приемом троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку. В III классе возможна более углубленная работа над композицией сказки.

При работе со сказкой используются те же самые формы и приемы работы с текстом, что и при работе с рассказом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, добавляются такие виды работ как составление сказки по аналогии с прочитанной и составление сказка наоборот.

Тесты и задания к лекции №10 «Методика работы над сказкой».

1. Назвать жанровые признаки сказки (по 1 баллу за правильно названный признак. Всего 8 баллов).

11. Назвать особенности сказки о животных (8 баллов), бытовой (4 балла), волшебной сказки (5 баллов)

Лекция №11.


Похожая информация.


1.3 Методика работы над сказкой в начальной школе

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Цели:

Совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

Повторение «законов» волшебной сказки;

Овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

(это сказка)

- В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» - писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

А есть ли у вас любимая сказка?

Давайте вспомним некоторые сказки

(иллюстрации к русским народным сказкам. Дети должны назвать их.)

Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка ?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

присказка

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

- Жили-были старик со старухой…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

Создание сказки.

Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки.

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

Домашнее задание.

Сочинить и оформить собственную сказку.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

Подготовка к восприятию сказки;

Чтение сказки;

Обмен мнением о прочитанном;

Чтение сказки по частям и их разбор;

Подготовка к рассказыванию;

Обобщающая беседа;

Подведение итогов;

Задание детям на дом .

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения. Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.