Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» (Бунин). Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». И это неудивительно. В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX - начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой душе. Действительно, темы его произведений актуальны и в наше время. Бунинские размышления над жизнью, над ее глубинными процессами выливаются в совершенные художественные формы. Своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли. Произведения писателя получили свое признание не только в России. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

Одной из наиболее интересных тем его произведений была тема неотвратимой погибели буржуазного мира. Ярким примером является рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь господ нового времени. Их алчность, жажду наживы и полную бездуховность. В центре произведения американский миллионер, у которого даже нет собственного имени. Вернее оно есть, но «его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Да и нужно ли ему имя? Это собирательный образ капиталиста того времени. До 58 лет жизнь его была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Он работает не покладая рук: «он не жил, а лишь суще-ствовал, правда, очень недурно, но, все же возлагая все надежды на будущее». Став миллионером, господин из Сан-Франциско хочет получить все то, чего был лишен долгие годы. Он жаждет удовольствий, которые можно купить за деньги: «...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни предаются автомобильным и парусным гонкам., другие - рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...». Автор правдиво показывает жизнь обывателей, потерявших всякое духовное начало и внутреннее содержание. Для них чужды какие-либо чувства. Даже трагедия не способна разбудить в них человеческое начало. Так, смерть господина из Сан-Фран-циско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен». Однако скоро все забывают про «мертвого старика», восприняв эту ситуацию как небольшой неприятный момент. В этом мире за ценность берутся материальные блага, и деньги решают все. Так, гости отеля за свою плату хотят получать исключительно удовольствия, хозяин же заинтересован в прибыли. После смерти главного героя, отношение к его семье резко меняется. Теперь на них смотрят свысока, и они не получают даже простого человеческого внимания.

Символичен в произведении и образ огромного, как утес, дьявола, который является своего рода предупреждением человечеству. Вообще в рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля, словно преисподняя, в которой оказался господин из Сан-Франциско, продав свою душу за земные удовольствия. Неслучайно, что он попал на тот же корабль, где на также верхних палубах люди продолжают веселиться, ничего не ведая и ничего не боясь.

Бунин показал нам ничтожность даже могущественного человека перед смертью. Здесь деньги не решают ничего, вечный закон жизни и смерти движется в своем направлении. Любой человек равен перед ним и бессилен. Очевидно, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более душевном и человечном. Так, чтобы после себя ты мог оставить людям какую-то память, впечатления, сожаления. Господин же или «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугал их «напоминанием о смерти». Общество потребителей обокрало самих себя. Их ждет такой же итог как господина из Сан-Франциско. И это не вызывает сочувствия.

    Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско - умирает. Казалось бы - заурядное дело, ничего особенного....

    Скорбные, мудрые, жестковатые картины Бунина. Совсем иной, исступленный, пугающий красками мир Андреева. И все-таки все это было, появилось в одну эпоху, с одинаково властным притяжением к ее потрясениям и конфликтам. Не мудрено, что глубинные контакты...

    \\\\\\\"Душа душна\\\\\\\" Б.Пастернак Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что...

    Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис Иван Алексеевич Бунин - писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики,...

Иван Алексеевич Бунин - замечательный писатель, создающий в своих произведениях тонкие психологические характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку.

Его проза имеет несколько отличительных черт. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи художнику.
В своем повествовании Бунин несуетлив, обстоятелен и лаконичен. И если Чехова называют мастером детали, то Бунина можно назвать мастером символа. Этим искусством превращать незаметную деталь в кричащую характеристику Бунин владел в совершенстве. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшие по объёму произведения. Это происходит благодаря образному и четкому слогу писателя, тем типизациям, которые он создаёт в своём произведении.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» не служит исключением, в нем писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие цену личности («Смерть Ивана Ильича»). Наряду с философской линией в рассказе разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

По свидетельству жены писателя В.Н. Муромцевой-Буниной, одним из биографических источников мог быть спор, в котором Бунин возражал своему попутчику, утверждая, что если разрезать пароход вертикально, то мы увидим, как одни отдыхают, а другие работают, черные от угля. Однако мышление писателя намного шире: социальное неравенство для него есть лишь следствие гораздо более глубоких и гораздо менее прозрачных причин. При этом все же глубина бунинской прозы во многом достигается и содержательной стороной.

Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида – полулеген-дарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути.

Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Следует отметить, что эта проблема осмыслялась на протяжении всего творчества, назначение этого «проклятого вопроса» особо понималось писателем.

По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, ко-торому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке.

В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил: «До 58 лет его жизнь была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги».

Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, «где одни с азартом придаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые – голубям, которые очень красиво взвиваются из над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тот час стукаются комочками о землю…».
В данном скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды.

Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом.

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности.
Возвращение господина в трюме корабля подчеркивает истинное положение вещей. Прием противопоставления в описании жизни «вещной» и вечной, любовная линия в повествовании о дочери господина – все это вскрывает проблему цивилизации и места человека в ней, которая так и не находит разрешения.

Хозяином земного мира остался Дьявол, следящий с «каменистых ворот двух миров» за деяниями нового человека со старым сердцем. Проблема человека и цивилизации в рас-сказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» приобретает социально-философское звучание.


Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации.В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: Умер человек. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени.

Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,Цедили коньяк и ликеры… Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги.На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества.

Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, кого некогда взял себе за образец. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысина.Мысль Бунина ясна.

Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу. Путешествовать богатый господин едет на пароходе Атлантида, где находится самое отборное общество, то самое, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей. Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, едят, пьют, курят, красиво одеваются, но их жизнь скучна, схематична, неинтересна.

Каждый день похож на предыдущий. Их жизнь похожа на схему, где спланированы и расписаны часы и минуты. Герои Бунина духовно нищие, недалекие. Они и созданы, только чтобы наслаждаться едой, одеваться, праздновать, развлекаться. Их мир искусствен, но он им нравится, и они с удовольствием живут в нем. На пароход была нанята даже специальная пара молодых людей за очень большие деньги, которая играла влюбленных, чтобы веселить и удивлять богатых господ, и которым эта игра давно надоела.

Возможно это вас заинтересует:


  1. Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис Иван Алексеевич Бунин - писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает...

  2. Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис Иван Алексеевич Бунин - писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает...

  3. Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско...

  4. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался "Смерть на Капре" и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет:...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 624 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 699 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Культ еды, азартные игры и танцы - таковы развлечения избранного общества. 58-летний Господин думает о любви молоденьких неаполитанок, а по вечерам любуется «живыми картинами» в некоторых притонах.

Весьма показательным в контексте заявленной темы исследования является описание сцены смерти господина из Сан-Франциско. Казалось бы, только тогда, когда рядом умирает человек, окружающие трезвеют, стряхивают с себя какие-то ненужные, как в этот момент кажется, временные мысли и дела, т.е. преходящее, и задумываешься над постоянным. О смысле жизни, цели, цене, начинаешь думать об утраченном. Но ничего этого нет в реакции высшего общества, наблюдавшего смерть господина из Сан-Франциско 220 Степанов М. Так проходит земная слава. / Литература. №1, 1998. С. 12. 0 .

Окружающие не хотят лишних напоминаний о смерти, что ходит рядом с каждым человеком, поскольку знание это мешает беззаботному существованию, оно способно перечеркнуть тот «смысл» их пустой и никчемной жизни, что каждый из них себе избрал: «через четверть часа в отеле все кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем, как хозяин подходил то к одному, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым, всех уверяя, что он отлично понимает, «как это неприятно», и давая слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности; тарантеллу пришлось отменить, лишнее электричество потушили, большинство гостей ушло в город, в пивную 221 Бунин И. А. Человек из Сан-Франциско./Бунин И. А. Повести и рассказы. Сост. Девель А. А. Л.; Лениздат, 1985. С. 387. 1 ».

Реакцией общества на смерть господина стало не просто равнодушие к нему самому и его семье, но более того - оно выразилось в раздражении от испорченного вечера. Кроме раздражения и досады мы не видим больше никаких чувств или мыслей по поводу смерти человека.

Хозяин отеля был искренне огорчен произошедшим, но не самим фактом ухода из жизни человека, а тем, что не смог этого скрыть от постояльцев и факт смерти в отеле господина из Сан-Франциско стал «достоянием общественности». Он не только не выразил сочувствия семье умершего, но и резко поменял свое отношение в ней: «…поспешно, корректно, но уже без всякой любезности и не по-английски, а по-французски возразил хозяин, которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приезжие из Сан-Франциско 222 Там же. С. 389. 2 ».

Нельзя также обойти вниманием и реакцию семьи из Сан-Франциско на смерть господина. Жена его была потрясена случившимся, но, скорее, внезапностью его, чем самим фактом. Обе женщины - и жена и дочь господина провели ночь после его смерти в слезах: «мисс и миссис, бледных, с провалившимися от слез и бессонной ночи глазами 223 Там же. С. 390. 3 », но нельзя сказать, что потеряв своего господина, его семья потеряла не смысл жизни. Являясь часть того высшего общества, подноготную которого обнажает Бунин в своем рассказе, можно говорить о том, что семья из Сан-Франциско в большей степени сожалела лишь о том, что закрылся бесперебойный источник материальных благ для них 224 Степанов М. Так проходит земная слава. / Литература. №1, 1998. С. 12. 4 . Об этом свидетельствуют многочисленные, на первый взгляд, незаметные детали рассказа. Так, среди них можно выделить сцену спора с хозяином отеля: «У миссис слезы сразу высохли, лицо вспыхнуло. Она подняла тон, стала требовать, говоря на своем языке и все еще не веря, что уважение к ним окончательно потеряно 225 Бунин И. А. Человек из Сан-Франциско./Бунин И. А. Повести и рассказы. Сост. Девель А. А. Л.; Лениздат, 1985. С. 388. 5 ».

Более того, в этих словах автора также сквозит скорее раздражение, чем сожаление от того, что умер муж госпожи из Сан-Франциско-то же раздражение, что и всех окружающих. Автор как бы показывает, что своей внезапной кончиной господин из Сан-Франциско доставил немало хлопот и неприятностей высшему обществу, что никак не сообразуется с правилами принятого этикета.

Бунин И.А. показал несостоятельность жизненной философии высшего общества, являющего «управляющими» современной цивилизации, видящего смысл жизни в приумножении богатства, которое не просто дает возможность весело и праздно жить, но делает это единственно возможным способом обретения смысла жизни.

Вместе с тем, внезапная смерть господина из Сан-Франциско показала, что все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Таким образом, смысл жизни как отдельных людей, так и всей человеческой цивилизации в целом, состоит не в приобретении богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности.

Именно духовности нет в жизни «отборного общества» нет, о чем говорит не только их времяпрепровождение, но и, возможно, даже в большей степени - скучающее восприятие музеев, памятников старины, т.е. именно того, что являлось изначальной, формальной целью путешествия, т.е. именно то, что и является выражением пройденного человеческой цивилизацией пути.

Гроб в трюме в финале рассказа является своеобразным приговором безумно веселящемуся обществу, напоминанием о том, что и богатые люди, стоящие «на вершине мира» отнюдь не всесильны, далеко не всегда определяют свою судьбу и являются никчемными перед высшими силами.

«Господин из Сан-Франциско» повествует о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензиях на господство в этом мире, о непознаваемости Вселенной и цивилизации, которая неизбежно движется к собственному финалу, о котором никогда не стоит забывать. И движется корабль нашей цивилизации, руководимый гордым сознанием своей человеческой избранности, к самонадеянно поставленной мечте, а в ушах все отчетливее предупреждающий свист сирены: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий 226 Бем А. Л. Господин из Сан-Франциско. / Литература. № 40, 2000. С. 7-8. 6 ».

Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, во время Первой мировой войны, к которой писатель относился крайне негативно. В этом рассказе отразился трагизм жизни и отчаяние автора, который не в силах был что-либо изменить. Бунин не приемлет тот мир, в котором живет, и дает в рассказе почувствовать резкую отрицательную характеристику современной ему цивилизации.

В рассказе автор использует интересные приемы обобщения и осуждения социального зла, воплотившегося в образе главного персонажа, в нем высвечены те черты личности, которые типичны для людей, особенно состоятельных. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») наряду с философской линией разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида - полулегендарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути. Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке. В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил. Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. В скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений в рассказе мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды. Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Жена господина из Сан-Франциско была потрясена случившимся, но, скорее, внезапностью его, чем самим фактом. Обе женщины - и жена и дочь господина провели ночь после его смерти в слезах, но нельзя сказать, что потеряв своего господина, его семья потеряла смысл жизни. Являясь частью того высшего общества, подноготную которого обнажает Бунин в своем рассказе, можно говорить о том, что семья из Сан-Франциско в большей степени сожалела лишь о том, что закрылся бесперебойный источник материальных благ для них. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом. Богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности. Гроб в трюме в финале рассказа является своеобразным приговором безумно веселящемуся обществу, напоминанием о том, что и богатые люди, стоящие «на вершине мира» отнюдь не всесильны, далеко не всегда определяют свою судьбу и являются никчемными перед высшими силами. «Господин из Сан-Франциско» повествует о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензиях на господство в этом мире, о непознаваемости Вселенной и цивилизации, которая неизбежно движется к собственному финалу, о котором никогда не стоит забывать. И движется корабль нашей цивилизации, руководимый гордым сознанием своей человеческой избранности, к самонадеянно поставленной мечте, а в ушах все отчетливее предупреждающий свист сирены: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».