Старинное искусство. Древнее искусство

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .

Романское искусство. Как выглядели соборы, замки, монастырские комплексы.

Скульптура и живопись в романском искусстве.

Готическое искусство. Архитектура, скульптура, и многое другое

Термин «Романский стиль» , возникший в ХIХ в. Применяется к западноевропейскому древнему искусству ХIX-X-XII вв. (в ряде стран – XIII в.)

Архитектура. Зодчество – ведущий вид искусства того времени. Романский стиль в архитектуре сочетает классические элементы и элементы местного «варварского» зодчества. Наибольшее распространение получают храмы, монастырские комплексы, замки. Внешний облик романских построек отличается простыми массивными формами, ясно читаемыми объектами, торжественной суровостью, монолитной целостностью. Узкие щелевидные окна-бойницы усиливали впечатление тяжеловесности, внушительности постройки.

Средоточением жизни в период раннего средневековья были замки могущественных светских и церковных феодалов. Рыцарский замок, построенный обычно на возвышенности, в труднодоступном месте, окружали мощные крепостные стены, увенчанные зубцами и башнями, вдоль стен не защищённых рельефом, приходил глубокий ров, обычно наполненный водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом.

Убежищем феодалов была мощная башня Донжон, служившая композиционным центром замка, вокруг нее располагались жилые и служебные помещения.

Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм – самое значительное создание романского зодчества. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа, унаследовавшие от римлян форму базилики. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов), которых было обычно три или пять, с поперечными – трансептами.

Центральный, более высокий, чем боковые, неф завершался на западе алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного последовательно уменьшающимся к проекту, врезанными в толщу стены полуциркулярными арками. Пространство стен над входом, ограниченное полукружием арки (тимпан) обычно украшалось рельефными изображениями.

Внешний вид романского собора суров, прост, лаконичен. Центром композиции обычно служила башня, увенчанная шпилем, установленная в средокрестии. Пример такого храма – собор Нотр-Дам Ла Гранд а Пуатье (Франция).

Скульптура . Широкое распространение в романском древнем искусстве поучила монументальная скульптура, которая часто расписывалась крестами. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты

«Священного писания» размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры – Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому- комически-гротеское. Например, тимпане собора св. Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и величественному образу Иисусу Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дъявол, изображённый одновременно страшный и смешной, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порождённые народной фантазией: химеры, демоны, в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Живопись . Живопись, как и скульптура подчинена архитектуре. Средоточением всех видов древних искусств является храм. Наиболее распространённый вид техники – фреска, начинает развиваться витраж.(вид живописи из цветных кусочков стекла, соединённые свинцовым каркасоь). Витражи заполняют оконные проёмы апсид (более широкое распространение этот вид живописи получает в готическом искусстве).

Многоцветные фрески на сюжеты «Священного писания» покрывали поверхности стен. Плоскостной характер росписей придавал мощным стенам еще большую массивность. Примером таких росписей могут служить фрески храма Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI-XII в.) Одна из лучших композиций- фреска «Постройка Вавилонской башени».

Готическое древнее искусство

Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства. Оно поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура, искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворённость образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход древнего искусства Возрождения.

Архитектура. Архитектурный облик вольных городов Западной Европы, добившихся в упорной борьбе относительной независимости от крупных феодалов, преображается. На деньги ремесленных общин, ставших заказчиками наряду с монастырями, церковью и богатыми землевладельцами, строятся больницы, биржи, крытые рынки, жилые дома.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремлённость ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, души – к богу.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жёсткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колоны) и внешние опоры – (вынесенные за и пределы собора контрафорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрафорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролёты и поднять своды на головокружительную высоту.

Скульптура. Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном

искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. Скульптурными композициями были украшены порталы храмов, где посетителя встречали изображения пророков, апостолов, святых, внушительные размеры которых напоминали верующих о их месте в огромном мире, созданном богом. Тимпаны, арки порталов, наши башенок, вимперги украшались декоративными рельефами и круглой скульптурой.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные, лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, которой важную роль выполняют крестовые своды.

Одна из характерных особенностей готической постройки – стрельчатая арка ,

которая многократно повторяется в очерках сводов, окон порталов, ниши своей формой подчёркивает лёгкость и динамичную устремлённость ввысь всей архитектурной постройки. Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становятся светлее, порожает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна-витражи, производит сильное впечатление.

Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В плане собора – пятинефная базилика со слабо выраженным трансептом.Вход в сабор является перспективный портал стрельчатой формы. Центральный неф отмечен окном-розой.

Замечательным памятником готической архитектуры является Римский собор (заложен в 1211 гю)собор в Амьене (около 1236 г.)

Яркий образец итальянской готики – Дворец Дожей в Венеции. Дворец поражает праздничным великолепием декоративной резьбы по мрамору, каменным кружевом украшающей фасады. Непрерывная череда стрельчатых арок в первом и втором этажах, делают постройку чрезвычайно лёгкой.

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны.
Они ничего не знали и не умели.
Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!!
Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых,
много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона,
передать не только правильно строение, пропорции, но и донести
до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!..
Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта,
не было учебников и книг, чтобы научиться многому.
Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов
учились сами и учили других.
Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды,
не особо вглядываясь, каковы они внешне.

Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее.
Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее.
У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел
делать эту работу качественнее, удобнее, красивее.
Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного
искусства.
Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения
были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке.
Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам
из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы.
Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали
на стенах пещер сцены охоты, отдыха.
Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.


Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя,
пронзенного стрелой, то охота будет удачной.
Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания)
на потолке, выполненный с удивительным мастерством,
со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо,
с каким правдоподобием изображены бегущие животные,
какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку
может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой,
соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные
фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам.
Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду,
другие предметы быта.


Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто
вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось
вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось
древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье).
В Месопотамии возникли первые государства на Земле.
Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу.
В городах Месопотамии строили храмы с башнями.
Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил
для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат.
Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались
победоносные битвы или сцены из придворной жизни.
Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей:
быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных
охранять от злых духов. Такие изображения, например,
украшали городские ворота Иштар в Вавилоне.
В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины
или высеченные из камня фигурки людей, животных.
Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей
в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи,
а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее,
они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Наивысшего расцвета изобразительное искусство достигло
в 6 веке до н. э. в Вавилоне (это нынешнее государство Ирак).
В том же веке Вавилон был разрушен персидскими завоевателями.
Знаменитые ворота Иштар тоже были разрушены, но в 20 веке
их реконструировали из оставшихся частей, найденных среди
руин во время раскопок.
К сожалению, сейчас они тоже оказались разрушенными.

Древнее искусство

Древнее искусство было изобразительным, пластическим и словесным. Последнее воплощалось в мифах, а к современным людям дошло в виде сказок, созданных человечеством в детстве и любимых детьми.

Точка зрения о происхождении мифологии из искусства, в соответствии с которой искусство как бы переходная ступень от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое, зависящее от того, насколько логично мышление данного народа и развита в нем мифология.

Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы в том, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продолжая мысль в этическом аспекте, можно заключить, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ницше, утверждая, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» (Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 153). Искусство выполняет, таким образом, компенсаторную роль восполнения в сфере чувств того, чего человек оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры.

В первобытном искусстве особенно проявляется его способность быть средством общения и единения людей, к чему стремятся ритуалы как таковые. Они выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры, который первоначально мистичен, а воплотившись в искусстве – мифологичен. В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» – хранителями мудрости.

Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами данной общественной группы, создателями всех ее обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. То, что предкам приписывается создание всего существующего, воплощается в уважении к ним как творцам культуры. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.

Функцию слова в тот период, когда искусство было главной отраслью культуры, выразил Н. Гумилев в знаменитом стихотворении «Слово»:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Многие гениальные поэты чувствовали мистическую силу слова, и с этим связано представление о художнике как пророке, возвещающем истину. Насколько всерьез можно относиться к таким претензиям? Настолько же, насколько серьезно можно относиться к мистике вообще. А известно, что там, где в примитивных обществах так относятся к мистике, осуществляется ее обещание. Здесь имеют значение еще два момента. Во-первых, обожествление слова в начальный период после возникновения речи. И, во-вторых, то, отмеченное Вико обстоятельство, что «первый Язык в первые немые времена наций… должен был начаться со знаков, или жестов, или тел, имеющих естественное отношение к идее» (Вико Д. Цит. соч. С. 144). Поэтому «логос» означал у древних греков еще и вещь, и слово было едино с делом.

То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов. «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это – лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное… С. 114–115).

Следует согласиться с Леви-Брюлем, что первобытные мифы и церемонии – не «элементарные формы религиозной жизни», как полагал Э. Дюркгейм, а скорее «до-религия». «Самый термин» до-религия», хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова» (Леви-Брюль Л. Первобытная мифология… С. 482).

Сказания древних народов – элементы, из которых складывается целостная мифология. Развитие искусства в процессе слово– и мифотворчества, порой соединяющихся вместе, ведет к ней.

Отдельные виды искусства также связаны между собой и помогают становлению друг друга. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и, по Ницше, из подражания музыке, а трагедия – из дифирамба и хора. Существо трагедии – «видимая символизация музыки… мир грез дионисического опьянения» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 112).

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Воздействие картины длится триста лет, воздействие письма – пятьсот лет, воздействие литературного произведения нескончаемо – так сказал Ван Шан-чжэн. Но, судя по раскопкам в Дуньхуане, воздействие письма и картины длится дольше, чем пятьсот лет. Более того,

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – это всю жизнь оставаться свободным. Только словом «свободный» не надо бездумно

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

ИСКУССТВО Живопись живет триста лет, каллиграфия – пятьсот, литература бессмертна, сказал Ван Шанчжэн. Но Дуньхуанские раскопки показали, что живопись и каллиграфия продолжают жить и через пятьсот лет. А то, что литература бессмертна – это еще вопрос. Идеи не могут быть

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

ИСКУССТВО Самое трудное искусство – жить свободно. Правда, «свободно» не означает

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа автора

ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г.ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические основы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения?ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Искусство Сразу следует здесь сказать, что выделение темы "Искусство" в отдельную главу - искусственно. Мы рассматриваем искусство не как искусство вообще, а как субъект истории. Поэтому гораздо правильнее было бы оставить все позиции данного раздела в главе "История", но

Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Искусство {§ 556}Форма этого знания в качестве непосредственной, - (момент конечности в искусстве), - с одной стороны, распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его порождающий, и на субъект, созерцающий его и перед

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Искусство Одно литературное произведение вместе с контекстом его возникновения служит для меня символом советского искусства, каким его желает видеть партийное руководство. Этот символ - карикатурен, но он не выдуман желчным сатириком, а взят из жизни.Летом 1954 года я,

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

I. Искусство § 203Искусство выражает дух в индивидуальном своеобразии и в то же время очищенным как от случайного наличного бытия и его изменений, так и от внешних условий, и притом выражает объективно для созерцания и представления. Целью искусства является прекрасное

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Древнее объединение империи и его ограничения Северная Индия все еще была разделена, когда Александр Македонский и его армия пересекли реку Инд в 326 году до нашей эры. Несколькими годами позже, хотя Александр и умер по пути домой, Северная Индия была объединена в империю,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Искусство задавать вопросы и искусство слышать ответы Задавать вопросы – это хорошо, но не очень хорошо задавать их слишком много, иначе можно стать зависимым от постоянных указаний извне. Нужно уметь задавать вопросы и самостоятельно находить ответы – один или

Из книги автора

Искусство (Art) Совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и

В Египте развитие искусства было тесно связано со строительством городов, религией и культом мёртвых. Архитектура находилась под влиянием религиозных верований и представлений о божественности монарха. Египтяне возводили монументальные усыпальницы, в которых оставляли одежду, украшения, оружие усопшего, - гробница должна была служить вечным пристанищем фараону. Древнейшими погребальными сооружениями, появившимися ещё в додинастический период, были мастабы - помещения из камня или кирпича, которые имели вид трапеции в разрезе.

Новым типом усыпальницы была ступенчатая пирамида. Её первым строителем считается Имхотеп - визирь фараона Джосера. Такой вариант постройки появился в результате расположения нескольких мастаб разного размера друг над другом. Заполнение пустот между ступенями привело к возникновению классического типа пирамид, ставших символами египетской цивилизации. Наибольшую известность приобрели пирамиды, построенные в Гизе. Большинство ученых считают, что пирамиды были построены в качестве усыпальниц (могил) для фараонов Древнего царства Хеопса, Хефрена и Микерина. После них размеры пирамид стали уменьшаться, а эпоху Среднего царства их возводили уже очень редко.

В период Нового царства для защиты от расхитителей гробниц в скалах стали высекать гипогеи - царские усыпальницы, состоявшие из множества помещений и длинных коридоров. Входы в них украшали барельефами и статуями. Подобные погребальные сооружения расположены в Долине Царей близ Фив.

Выдающимися памятниками египетской архитектуры являются храмы, впечатляющие своими гигантскими размерами, композицией и великолепием.

Сохранились остатки храмов, построенных в честь бога Амона-Ра в Луксоре и Карнаке. Эти комплексы состоят из более чем 100 просторных помещений, внутренних дворов, статуй богов, сфинксов, обелисков. Особый тип храмов представляют святилища, высеченные в скалах. Среди них выделяется храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад обращён к Нилу, по обе стороны от входа - колоссальные статуи сидящего фараона.

Египетская пластика представлена статуями и рельефами, украшавшими дворцы, усыпальницы и храмы. О мастерстве египетских художников свидетельствуют изделия из золота и драгоценных камней, найденные в гробницах фараонов. Стены сооружений покрывали изображения фараонов и богов, сцен загробной жизни и пр.

В Месопотамии архитектура носила монументальный характер. На юге Двуречья испытывали дефицит камня и дерева, зато в изобилии была глина. Её в необожжённом виде применяли на всех стройках. Публичные и религиозные сооружения возводились из кирпичей голубого, белого, зелёного, желтого цветов, что придавало им особый облик. В Месопотамии искусство было поставлено на службу царям и храмам. Поражают воображение огромные храмы - зиккураты.

Они имели пирамидальную форму с нечётным количеством сужавшихся к верху террас, каждая из которых окрашивалась в разные цвета при помощи керамической плитки. Зиккураты служили святилищами и астрологическими обсерваториями. В дальнейшем обрело масштабы строительство дворцов. В Вавилоне их воздвигали из кирпича, а в Ассирии из камня. В центре дворца находился внутренний двор, через который проникал свет, вокруг располагались церемониальные комнаты, покои монарха, хозяйственные и административные помещения. Особое внимание уделялось пышному декорированию храмов и дворцов изображениями людей, животных, фантастических существ. Каменные дворцы ассирийцев окружали высокие стены с башнями, руины которых сохранились до наших дней. Города также защищали крепостные стены. Например, в Уруке (2300 до н. э.) была двойная стена длиной 9 км с 800 башнями.

Жители Двуречья были искусными мастерами в создании барельефов, декоративных изделий, оружия и украшений.

Древнейшие архитектурные памятники на территории Индии относят к цивилизации Инда. В бассейне этой реки обнаружены города Хараппа и Мохенджо-Даро, в которых были дома в два-три этажа, мощёные улицы, системы водоснабжения и канализации, святилища, ритуальные бассейны. Индийские храмы впечатляют своей величиной, большим количеством внутренних и внешних деталей декора. В этом регионе существовало несколько типов религиозных сооружений: храмы-гипогеи, ступы, храмы из дерева. Для раннего периода характерны святилища, вырубленные в скалах, с изображениями на колоннах и внутренних стенах. В III веке до н. э. появляются памятники буддистского искусства - ступы. Их возводили из камня и украшали статуями и барельефами, отражавшими сюжеты буддистских легенд. В представлениях буддистов храм воплощал структуру вселенной: купол символизировал небесный свод, вершина - символ веры, помещение с четырьмя входами - четыре стороны света. Храмы из дерева - пагоды - имели форму очень высокой призмы, их крыша была заострённой. Этот вид строения переняли китайцы.

В Китае архитектура достигла расцвета в I тыс. до н. э. В качестве строительного материала в этой стране широко использовались дерево и кирпич. Храмы - пагоды - состояли из нескольких этажей с балюстрадами и террасами. Колоссальным защитным сооружением является Великая Китайская стена, которая начала возводиться в 215 г. до н. э. силами 300 000 человек по приказу императора Цинь Шихуанди в целях защиты от нашествий с севера. Длина стены - 2000 км, а толщина настолько велика, что на её гребне свободно могли разъехаться два всадника. Великая стена была реконструирована в XV веке, приобретя современный облик.

Искусство Греции и Рима

Греческий мир внёс фундаментальный вклад в развитие европейского искусства. Находясь в тесной связи с религией, греческое искусство достигло высочайшего уровня. Апогей в его развитии приходится на V век до н. э. Греческий народ, вдохновлённый своими победами, возводил великолепные храмы со статуями, общественные сооружения. В их строительстве использовали камень, мрамор. Самыми красивыми памятниками греческой архитектуры являются храмы, которые не похожи ни на египетские святилища, ни на зиккураты. Греческий храм был монументальным сооружением, в котором находились только статуя бога и сокровищница; он не был рассчитан на приём множества верующих. Линии этого сооружения просты и гармоничны, одним из основных его элементов является колонна. По форме и орнаментации выделяют три стиля колонн: дорический, ионийский и коринфский. Дорический стиль отличается простотой, мощностью. Капитель (верхняя часть колонны) - строгая, геометрически правильная. В дорическом стиле построен Парфенон - храм богини Афины на афинском Акрополе, а также святилище Аполлона в Дельфах.

В ионийском стиле формы легче, колонна становится более грациозной, а для капителей характерно украшение завитками. В этом стиле создан Эрехтейон, посвящённый богине Афине, храм Афины Ники (Афины-победительницы) и святилище Артемиды в Эфесе. Коринфский стиль получил распространение в конце V века до н. э. Основные его черты: стройная колонна с каннелюрами (желобками) и капитель, охваченная букетом из листьев. Данный стиль применялся в строительстве храма Зевса-олимпийца, что у подножья афинского Акрополя.

Особенно много монументальных зданий - храмов и публичных строений - было сооружено в Афинах при Перикле. Работами руководил архитектор и скульптор Фидий. В результате за 20 лет Афины стали одним из красивейших городов мира.

Скульпторы, как и архитекторы, искали вдохновения в мифологии и в окружающем мире. На первый план стал выходить образ человека, его физической и духовной красоты. Творения великих греческих скульпторов отличает гармония и умиротворённость. Фидий создал из слоновой кости и золота статую Зевса Олимпийского, отнесённую в древности к семи чудесам света, и богини Афины-девы (Парфенос). Греки устанавливали статуи не только богов, но и атлетов - победителей Олимпийских игр. Работы в бронзе Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор», или «Копьеносец») изображают атлетические фигуры в движении. Поликлет разработал канон классического искусства, определив идеальные пропорции человеческого тела.

В эллинистическую эпоху стали появляться скульптуры нового типа, отражавшие эмоции и отходившие от религиозных аспектов. Новые, грациозные образы выходили из под резца Праксителя. Это мраморные статуи «Эрос», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская». Лисипп был мастером в литье из бронзы и в изображении движения. Он оставил серию портретов-бюстов Александра Македонского, статуй богов. Скульптор и художник Скопас в своих произведениях выражал страсть, беспокойство и боль. Греческая живопись на керамике прошла путь от геометрических, растительных и зооморфных мотивов к изображениям людей в сценах из мифов, эпизодах из «Илиады» и «Одиссеи». Вазы были двухцветными: чёрный фон и красные фигуры либо красный фон и чёрные фигуры. Греческое искусство VI-V веков, характеризовавшееся соблюдением пропорций, равновесием, гармонией с природой, называют классическим. Эллинистическое искусство было отличным от классического, оно сочетало в себе греческие и восточные традиции.

Римляне добились выдающихся успехов в архитектуре, заложив ее основы в этрусский период, которая носила прикладной, градостроительный характер, будучи подчинённой общественным потребностям. Римляне ввели такие элементы, как свод и купол. Их широко использовали в строительстве больших зданий. Публичная жизнь в Риме была сосредоточена на центральной площади - Форуме. Здесь строились дворец сената, административные сооружения, базилика, где проходили заседания суда и заключались сделки. В римском градостроительстве существовала тенденция к сосредоточению в одном месте всех строений общественного, религиозного и административного назначения. Все императоры украшали Рим монументальными форумами. В память о римских победах возводились триумфальные арки и колонны (колонна Траяна, колонна Марка Аврелия). Римские амфитеатры представляют собой внушительного размера конструкции. В них проходили представления, собиравшие огромное множество людей. Самым знаменитым среди них является Колизей, где одновременно около 50 000 человек могли наблюдать за боями гладиаторов.

Древнейшие храмы в Риме возводились по этрусским образцам. В последующие периоды появлялись монументальные святилища из мрамора. Среди общественных зданий можно отметить термы (публичные бани), где граждане встречались, чтобы побеседовать о политике и философии. Важными сооружениями были мосты, соединявшие пути сообщения, и акведуки, обеспечивавшие водоснабжение города.

В римской скульптуре, представленной статуями и барельефами, доминировал реализм. Из всех жанров римляне отдавали предпочтение портретам, не зря до нас дошли многочисленные бюсты известных людей. О римской живописи можно судить по ярким, многоцветным фрескам в Помпее и Геркулануме, изображающим сцены из мифов. Развитым было и искусство напольной мозаики с геометрическим чёрно-белым орнаментом или стилизованными изображениями людей и животных. В отличие от эллинистической, в римской живописи предпочтение отдавалось событийным, историческим или обыденным аспектам.