Философское учение о человеке. Учение о человеке

ДЕ 1. Что есть философия............................................................................................................................

1.1.Структура философии........................................................................................................................

1.2. Функции философии......................................................................................................................

1.3.Картины мира..................................................................................................................................

1.4. Предмет философии......................................................................................................................

ДЕ 2. История философии.........................................................................................................................

2.1.Античная философия.......................................................................................................................

2.2.Философия Средних веков и Возрождения..................................................................................

2.3.Философия Нового времени..........................................................................................................

2.4.Немецкая классическая философия..............................................................................................

2.5.Современная философия Запада...................................................................................................

2.6.Отечественная философия.............................................................................................................

ДЕ 3. Философия бытия.............................................................................................................................

3.1.Концепции бытия............................................................................................................................

3.2.Системность бытия..........................................................................................................................

3.3. Движение, пространство, время...................................................................................................

3.4. Диалектика бытия...........................................................................................................................

ДЕ 4. Философия познания.....................................................................................................................

4.1.Сущность и природа познания.....................................................................................................

4.2.Познавательные способности человека.....................................................................................

4.3. Проблема истины.........................................................................................................................

4.4.Сознание и познание....................................................................................................................

ДЕ 5. Научное познание..........................................................................................................................

5.1.Развитие науки..............................................................................................................................

5.2. Наука и техника.............................................................................................................................

5.3.Научное и ненаучное познание...................................................................................................

5.4. Методы и формы научного познания.........................................................................................

ДЕ 6. Философия человека.....................................................................................................................

6.1.Происхождение и сущность человека.........................................................................................

6.2. Человек, индивид, личность........................................................................................................

6.3.Человек и культура........................................................................................................................

6.4. Ценности и смысл человеческой жизни.....................................................................................

ДЕ 7. Социальная философия.................................................................................................................

ДЕ 1. Что есть философия

1.1.Структура философии

1. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

дуализмом

монизмом

догматизмом

плюрализмом

Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется дуализмом. Ярким представителем дуализма является Р. Декарт, который признает существование двух независимых друг от друга субстанций – мыслящей и материальной (телесной). Дуализм противостоит монизму, то есть признанию единственности начала, и плюрализму, то есть признанию их множественности.

эстетике

диалектике

идеализму

позитивизму

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к эстетике как науке о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Областью исследования эстетики является специфический опыт освоения действительности человека через духовночувственную эйфорию, восторг, блаженство, наслаждение.

3. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

онтологией

гносеологией

Онтология – учение о бытии (о существовании). Категория «бытие» – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. Сопоставление взаимоисключающих свойств действительности – преходящего и непреходящего – наводит на размышления о прошлом и будущем мира, о том, как долго он существует и как долго еще будет существовать, существует ли этот мир на самом деле или же он является плодом нашего воображения. Совокупность этих вопросов и представляет собой проблему бытия, которая с глубокой древности и до наших дней обсуждается в философии. Нередко понятие «бытие «отождествляют с такими понятиями, как действительность, существование или реальность.

4. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

антропологическим

гносеологическим

праксеологическим

искусственным

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Антропология – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».

5. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …

натурфилософией

экологией

идеологией

онтологией

Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется натурфилософией. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.

6. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

диалектика

метафизика

онтология

гносеология

Диалектика в марксистской философии – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Выделяют три основных диалектических закона: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причину самодвижения и развития; 2) закон перехода количества в качество, выражающий механизм развития; 3) закон отрицания отрицания, показывающий общий результат и направленность процесса развития.

7. Основателем объективного идеализма является …

Демокрит

Анаксимен

Первичность сознания может пониматься по-разному, поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма былПлатон , считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопенгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизма.

8. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к

Проблемам философии.

онтологическим

гносеологическим

эстетическим

аксиологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к онтологическим проблемам философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие законы и категории сущего.

9. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

идеология

философия

Наукой о формах и приемах рационального мышления является логика. Логика ставит условия правильного рассуждения. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. Им была создана первая теория дедуктивных умозаключений – силлогистика. В дальнейшем логику разрабатывали Ф. Бекон, Г. Гегель, Б. Рассел и др.

10. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией

онтологией

гносеологией

антропологией

Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется аксиологией. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

11. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …

гносеология

скептицизм

праксиология

Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является гносеология. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важной является проблема взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В настоящее время познание изучается не только философией, но и логикой, методологией научного познания, когнитивной психологией и т.п.

12. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …

эсхатологией

онтологией

праксиологией

Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется эсхатологией. Наиболее последовательно эсхатология выражена в религиозных учениях, например в христианстве, которое говорит о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешение праведников.

13. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

иррационализмом

материализмом

рационализмом

эмпиризмом

Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, чувства, называется иррационализмом. Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Ярким представителем иррационализма является А. Шопенгауэр.

14. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к

Проблемам философии.

гносеологическим

метафизическим

лженаучным

этическим

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к гносеологическим проблемам философии. Гносеология – учение о познании, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.

15. Философское учение о нравственности и морали называется …

онтологией

аксиологией

эстетикой

Философское учение о нравственности и морали называется этикой. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на философском уровне жизненно важными для каждого нравственными вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.

16. Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется …

материализмом

идеализмом

конвенциализмом

Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется материализмом. Материализм как философское направление признает первичность природы, материи и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснения мира в материалистическим духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. Классические образцы материалистических учений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. сформированы основные положения метафизического и механистического материализма. В 1840-х гг.

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма, который в XX в. становится лидирующим направлением.

17. Родиной термина «философия» является …

Древняя Греция Древний Рим Древняя Индия Древний Вавилон

18. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

материализмом

дуализмом

пантеизмом

Солипсизм является крайней формой субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. В последовательном виде солипсизм встречается крайне редко. Так, Дж. Беркли, пытаясь избежать обвинений в солипсизме, заявлял, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей.

19. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

метафизическим материализмом диалектическим материализмом критическим рационализмом субъективный идеализм

20. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

идеализмом

материализмом

нигилизмом

натурализмом

Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется идеализмом. В идеализме выделяют два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.

1.2. Функции философии

1. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …

гуманистической

антропологической

абстрактной

политической

Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется гуманистической. Она оказывает огромное влияние на формирование личности, мыслей, чувств, обеспечивает бытие человека в этом сложном мире.

2. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

критической

познавательной

прогностической

метафизической

Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется критической. Философия критична по своему существу.

3. Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется …

гносеологической

онтологической

План семинара

1. Философия о природе и сущности человека.

2. Человек как биосоциальное существо.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Свобода и ответственность личности.

5. Проблема смысла жизни человека.

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо уяснить, что вопрос о природе

человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику.

Природа человека глубоко противоречива. С одной стороны, человек – существо природное, обладающее природными силами, существование которого подчинено законам биологии и физиологии.

С другой стороны, человек существо общественное, живущее в собственно человеческом, общественном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его.

В философии имеют место различные подходы к определению сущности человека. Так в рамках религиозной философии Нового времени основной характеристикой человека объявляется разум. В иррациональных течениях под сущностью человека понимают волю (Шопенгауэр, Ницше), сферу бессознательного (Фрейд, Юнг). В философии марксизма сущность человека усматривается в его трудовой деятельности. При этом человек не может трудиться, не вступая в отношения с другими людьми. Поэтому сущность человека, по Марксу, - это «совокупность всех общественных отношений».

При ответе на второй вопрос плана, необходимо отметить, что любая современная концепция человека исходит из наличия в нем двух составляющих: биологической и социальной.

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Человек как биологическое существо наделен инстинктами, однако, он утратил их природную изначальность. Общество в противовес инстинктам диктует человеку определенные правила поведения.

Проблемой остается вопрос об соотношении в человеке биологического и социального, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что проблема антропогенеза – это проблема происхождения и развития человека как определенного вида.

Возникновение человека до сих пор остается загадкой. Эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов, не дает удовлетворительного ответа на этот вопрос. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Затем неандертальцы исчезают, а их место занимают кроманьонцы. При этом наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Это делает совершенно неясным вопрос о времени и месте возникновения человека.


Обычно считается, что труд, язык и сознание возникают практически одновременно, однако вовсе неясно, какой из этих факторов играл ведущую роль в становлении человека.

Все эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает обращаться к другим версиям происхождения человека. К числу таких версий относятся: религиозная точка зрения; гипотеза о клонировании человека пришельцами; гипотеза о мутациях.

Ответ на четвертый вопрос плана следует начать с определения свободы. Свобода одна из основных – философских категорий, характеризующих сущность человека. Свобода заключается в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по принуждению. Проблема свободы была одной из основных в философии Канта, Гегеля, Ницше, Сартра, Ясперса, Бердяева. В русской философской традиции понятие свободы зачастую рассматривалось как «свобода воли».

Реализация свободы немыслима без осознания ответственности. Ответственность как философская категория отражает взаимоотношения между личностью, обществом, с точки зрения осознанного осуществления, предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность человека формируется под влиянием тех требований, которые к нему предъявляет общество, класс, коллектив, семья.

При ответе на пятый вопрос плана, следует отметить, что проблеме смысла жизни человека всегда уделялось большое внимание в философии. На каждом этапе развития философской мысли имел место новый уровень философской рефлексии данной проблемы.

В философии под смыслом жизни понимается главная цель, предназначение, основная линия жизненного пути человека.

Христианская религия видит главный смысл жизни человека в служении Богу и к вечности.

Человек это существо, не только ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою смерть.

На протяжении многих веков проблема смертности являлась объектом философских размышлений. Философы античности (Сократ, Эпикур) стремились путем философского размышления преодолеть страх смерти. В эпоху Возрождения смерть стали рассматривать как важную часть человеческого бытия (М. Монтень). С зарождением в философии иррационалистических течений в XIX в., повышается внимание к проблеме смерти. Так, согласно Шопенгауэру, жизнь – это непрерывное умирание, вечная борьба со смертью.

Христианская религия подарила надежду на то, что смерть не уничтожает человека, а означает вхождение в новую, неземную жизнь. Посмертная судьба человека зависит от содержания его земной жизни и всецело определяется Богом.

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци. // Вопросы философии. – 1989, № 2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.

4. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. - Киев, 1986.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М., 1984.

6. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.2. – М.: Политиздат, 1991.

7. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания / В.М. Розин // Социально-политический журнал. – М.,1993. - № 5/6.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект / Л.П. Станкевич. – М., 1987.

10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

11. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк 2002.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. Каковы основные характеристики человека в эпохи античности, средневековья и в Новое время?

3. В чем состоит сущность деятельностного подхода к пониманию человека?

4. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

5. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

6. Что такое свобода?

7. Каково соотношение свободы и ответственности человека?

8. Что такое смысл жизни человека?

9. В чем смысл бессмертия личности?

Темы рефератов

1. Проблема происхождения и сущности человека.

2. Человек в античной философии.

3. Проблема человека в марксистской философии.

4. Человек в зеркале мировых религий.

5. Диалектика свободы и ответственности личности.

6. Понятие смысла жизни.

7. Проблема клонирования человека и его бессмертия.

8. Новые проблемы жизни и смерти в конце XX века и пути их решения.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Термин "философская антропология" употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин "философская антропология" закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

Представители "философской антропологии" выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".

Сущность человека.

М.Шеллер . Антропологический дуализм духа и жизни.(человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни.)

Кассирер Э . Человек – некое символическое животное, которое вышло за пределы органического мира. Человек видит мир через символические формы = > человек и вся его общественная жизнь сводятся к культуре.

В марксистской философии. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека. существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Задача Философских антропологий – объединить философский и конкретно-научный подход к человеку. При философско-антропологическом подходе к человеку речь идёт о человеке как таковом, безотносительно к конкретной форме его социального бытия. Говоря словами Маркса, мы пытаемся сначала понять, какова природа человека вообще, а уж потом – как она модифицируется в ту или иную эпоху, проявляясь в виде «ансамбля всех общественных отношений».

При философско-антропологическом подходе к исследованию человека в современной философии природа человека чаще всего усматривается в его сверхприродности , в его духовной бесконечности. Пользуясь такими категориями, как «экзистенция», «эссенция», «бытие-проект», «ещё-не-бытие», «бытие-процесс», мы как раз и указываем на духовную бесконечность человека, подчёркиваем особую «генеративную структуру» духовности, наличие которой сообщает человеческому бытию статус онтологической реальности. Познание человека как духовной бесконечности – самосотворяющей реальности – возможно благодаря тому же генерирующему сознанию.

Mapкcиcтcкaя филocoфия иcxoдит из пpeдпocылки oб yникaльнocти чeлoвeчecкoгo бытия. Oбocнoвaнию этoгo пoлoжeния cлyжит paзвивaeмaя в paмкax этoй филocoфcкoй шкoлы кoнцeпции aнтpoпoгeнeзa, yчeниe o coчeтaнии биoлoгичecкoй и coциaльнoй cyщнocти чeлoвeкa, тeopия пpeдмeтнo-пpaктичecкoй дeятeльнocти кaк oпpeдeляющeй фopмы взaимoдeйcтвия чeлoвeкa c oкpyжaющeй cpeдoй.

Сущность человека. .

Иногда два разных понятия: «природу человека» и «сущность человека» в философии отождествляют. Есть и другой подход – наполнение этих понятий разным содержанием. В этом случае под природой человека понимается то, что в нем заложено заранее, что существует в нем независимо от его воли. А под сущностью человека понимается то, кем он может и должен стать. Кем же может и должен стать человек? – Личностью.

1-личность приносит реальную пользу себе и обществу, творит добро. Злым не может быть гений (гений и злодейство не совместимы), личность тоже не может быть носителем злого лика.

2- личность имеет свое мнение по тем вопросам, которые она хорошо изучила. Не потому что хочет быть любой ценой оригинальной и действовать из чувства противоречия, а потому что на основе доказательств и фактов в этом убеждена.

3- личность способна брать на себя ответственность, соответствующую положению в обществе. Пользуясь свободой выбора личность не уходит от долга и ответственности.

Личность способна совершать поступки, преодолевая лень, страх, психологический дискомфорт и многое другое. Некоторые поступки предполагают дополнительную ответственность и риск во имя общего блага.

4-, личность с достоинством и мужественно переносит жизненные трудности, невзгоды, болезни, бытовую и прочую неустройственность, неурядицы, неудачи.

5- личность оставляет свой неповторимый след на земле.

Человек описывается не только с помощью понятия «личность», но и с помощью понятий индивид, индивидуальность.

Человеческое бытие выступает как органическое единство отношений структурно-функциональных пластов (природного, социального и индивидуального) и определяется через познавательные, деятельностные и коммуникативные способы самореализации человека. Важным условием формирования целостности человека является методологическая установка на единство познания, деятельности и общения, которое должно быть освещено ценностными формами сознания, опосредованно культурными символами и основано на стремлении человека к самосовершенствованию. Смысловым гарантом целостности человека выступает ценностный мир культуры, интегрирующий все стороны его деятельности в единый жизненный мир, компенсирующий недостающие звенья сам о идентификации человека, модифицирующий его телесные проявления.

Целостность человека выступает как результат символически опосредованного взаимодействия различных пластов его бытия. Смысл целостности заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения ее компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего
множества единую и незримую опосредующую смысловую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих компонентов отличаясь.

Что значит быть человеком? - этот фундаметальный вопрос является постоянным вопрошанием человека к самому себе. Русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов (1810-1881) в качестве эпиграфа к своей статье «Вопросы жизни» приводит следующий диалог:

«К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.

Быть человеком, - отвечал я.

Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди» . Действитель­но, и сегодня человек готовит себя больше к профессии, карь­ере и особо не задумывается над вопросом: что есть человек? Однако, вопрос о человеке, его природе, сущности и назначе­нии - фундаментальный вопрос как классической, так и сов­ременной философии, которая в изучении человека исходит из определенных онтологических предпосылок:

1) Природа и сущность человека предствляют собой проти­воречивое единство. Эта противоречивость выражается даже в своебразной пародоксальности. Человек - животное, но сущес­твует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естес­твенными вожделениями, но ориентируется, прежде всего, на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бес­сознательное. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно некая сила, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Че­ловек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов и создавшее особую со­циальную форму жизни. В то же время человек сам по своей воле может превратить свою жизнь в некий абсурд. Напри­мер, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным (странным, необычайным) созданием на земле. Русский фило­соф Н. А. Бердяев утверждал, что «человек есть принципиаль­ная новизна в природе».

2) Философию интересует человек как целостное существо, как особый род сущего.

Конкретные характеристики и свойства человека изучают естественные и социогуманитарные науки (биология, медици­на, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, выделяя тот или иной аспект в изучении человека. Философия, в отличие от конкретных наук, всегда стремилась к постижению человека как особой целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Основы философской программы постижения человека заложил еще Сократ, акцен­тируя внимание на требовании: «Познай себя самого».

Немец­кий философ И. Кант уже в Новое время пришел к выводу, что вопрос «Что такое человек?» выражает суть онтологических, гносеологических, этических, эстетических философских кон­цепций.

После Канта все более и более утверждалось мнение о том, что философия исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь сре­ди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке. Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-ис­торическом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку как особой реальности.

3) Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного.

Философское учение о человеке, представленное множес­твом идей и концепций, называется философской антрополо­гией. Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмыслива­ются проблемы природы человека и его происхождения, ана­лизируются модусы человеческого существования, выявляет­ся потенциал антропологической картины мира.

В современной антропологии излагаются три способа отве­та на вопрос о том, что такое человек и каковы его отличитель­ные особенности:

1) дескриптивный (тщательное выделение и описание всех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов). Этот подход реализуется в естественнонаучной антропологии;

2) атрибутивный (выход за рамки чистого описания при­знаков человека и выделение среди них такого, который был бы главным, определяющим и детерминировал бы все остальные). Наиболее известные в этом плане следующие атрибутивные определения человека в классической философии и в неклас­сической: общинное, политическое животное (Аристотель); животное, производящее орудия труда (Б. Франклин); Homo sapiens - «Человек разумный» (К. Линней); Homo ludens - «Человек играющий» (Й. Хейзинга); Homo symbolicum - «Че­ловек символический» (Э. Кассирер); Homo viator - «Человек- путник» (Г. Марсель); Homo insciens - «Человек неумелый» (Х. Ортега-и-Гассет) и др.

3) сущностный. Сущностное определение человека воз­можно в рамках философской концепции природы человека. Философия стремилась к постижению человека как особой це­лостности. Вся история философии в определенной степени и представляет собой процесс формирования такой концепции (философской антропологии). Но больших успехов на пути постижения сущностного определения человека достигла мар­ксистская философия и «новая философская антропология», представленная именами М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена.

<...> Основанием для той части философии, которая рас­сматривает вопросы о человеке, точно так же служат естествен­ные науки, как и для другой части, рассматривающей вопросы о внешней природе. Принципом философского воззрения на чело­веческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организ­ма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия; эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видно, а философия при­бавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей нату­ры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаружи­лась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происхо­дит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет. <...>

Но при единстве натуры мы замечаем в человеке два различ­ные ряда явлений: явления так называемого материального по­рядка (человек ест, ходит) и явления так называемого нравствен­ного порядка (человек думает, чувствует, желает). В каком же отношении между собою находятся эти два порядка явлений? Не противоречит ли их различие единству натуры человека, показы­ваемому естественными науками? Естественные науки опять от­вечают, что делать такую гипотезу мы не имеем основания, по­тому что нет предмета, который имел бы только одно качество, - напротив, каждый предмет обнаруживает бесчисленное множе­ство разных явлений, которые мы для удобства суждения о нем подводим под разные разряды, давая каждому разряду имя каче­ства, так что в каждом предмете очень много разных качеств. <...>

В побуждениях человека, как и во всех сторонах его жизни, нет двух различных натур, двух основных законов, различных или противоположных между собою, а все разнообразие явления в сфере человеческих побуждений к действованию, как и во всей человеческой жизни, происходит из одной и той же натуры, по одному и тому же закону. <...>

Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для


большинства его членов; наконец, люди вообще, без различия наций и сословий, называют добром то, что полезно для челове­ка вообще. Очень часты случаи, в которых интересы разных на­ций и сословий противоположны между собою или с общими человеческими интересами; столь же часты случаи, в которых выгоды какого-нибудь отдельного сословия противоположны национальному интересу. Во всех этих случаях возникает спор о характере поступка, учреждения или отношения, выгодного для одних, вредного для других интересов; приверженцы той сторо­ны, для которой он вреден, называют его дурным, злым; защит­ники интересов, получающих от него пользу, называют его хоро­шим, добрым. На чьей стороне бывает в таких случаях теорети­ческая справедливость, решить очень не трудно: общечеловечес­кий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного. В тео­рии эта градация не подлежит никакому сомнению, она состав­ляет только применение геометрических аксиом - «целое боль­ше своей части», «большее количество больше меньшего количе­ства» - к общественным вопросам. Теоретическая ложь непре­менно ведет к практическому вреду; те случаи, в которых от­дельная нация попирает для своей выгоды общечеловеческие интересы или отдельное сословие - интересы целой нации, все­гда оказываются в результате вредными не только для стороны, интересы которой были нарушены, но и для той стороны, кото­рая думала доставить себе выгоду их нарушением: всегда оказы­вается, что нация губит сама себя, порабощая человечество, что отдельное сословие приводит себя к дурному концу, принося в жертву себе целый народ. Из этого мы видим, что при столкно­вениях национального интереса с сословным, сословие, думаю­щее извлечь пользу себе из народного вреда, с самого начала ошибается, ослепляется фальшивым расчетом. Иллюзия, кото­рою оно увлекается, имеет иногда вид очень основательного рас­чета. <...>



Если есть какая-нибудь разница между добром и пользою, она заключается разве лишь в том, что понятие добра очень силь­ным образом выставляет черту постоянства, прочности, плодо­творности, изобилия хорошими, долговременными и многочис­ленными результатами, которая, впрочем, находится в понятии пользы; именно этой чертою отличающемся от понятий удоволь-


ствия, наслаждения. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. Но источники, из которых получают­ся нами наслаждения, бывают двух родов: к одному роду при­надлежат мимолетные обстоятельства, не зависящие от нас или если и зависящие, то проходящие без всякого прочного результа­та; к другому роду относятся факты и состояния, находящиеся в нас самих прочным образом или вне нас, но постоянно при нас долгое время. <...>

Итак, полезными вещами называются, так сказать, прочные принципы наслаждений. Если бы при употреблении слова «польза» всегда твердо помнилась эта коренная черта понятия, не было бы решительно никакой разницы между пользою и доб­ром; но, во-первых, слово «польза» употребляется иногда легко­мысленным, так сказать, образом о принципах удовольствия, правда, не совершенно мимолетных, но и не очень прочных, а во-вторых, можно эти прочные принципы наслаждений разде­лить по степени их прочности опять на два разряда: не очень прочные и очень прочные. Этот последний разряд собственно и обозначается названием добра. Добро - это как будто превос­ходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. <...>

Из того, что добром называются очень прочные источники долговременных, постоянных, очень многочисленных наслажде­ний, сама собою объясняется важность, приписываемая добру всеми рассудительными людьми, говорившими о человеческих делах. <...>

Но в том же понятии о добре, как об очень прочной пользе, мы находим еще другую важную черту, помогающую нам от­крыть, в каких именно явлениях и поступках главнейшим обра­зом состоит добро. Внешние предметы, как бы тесно ни были привязаны к человеку, все-таки слишком часто разлучаются с ним: то человек расстается с ними, то они изменяют человеку. Родина, родство, богатство, все может быть покинуто человеком или покинуть его; от одного никак не может он отделаться, пока остается жив, одно существо неразлучно с ним: это он сам. <... >

Итак, действительным источником совершенно прочной пользы для людей от действий других людей остаются только те полезные качества, которые лежат в самом человеческом орга­низме; потому собственно этим качествам и усвоено название добрых, потому и слово «добрый» настоящим образом прилага-


ется только к человеку, В его действиях основанием бывает чув­ство или сердце, а непосредственным источником их служит та сторона органической деятельности, которая называется волею. <... > Но способы к исполнению чувств сердца даются воле пред­ставлениями ума. <...>

Что это за вещь «антропологический принцип в нравствен­ных науках»?.. Принцип этот состоит в том, что на человека на­добно смотреть как на одно существо, имеющее только одну на­туру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные поло­вины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно, или если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особен­ного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом. <... > Что касает­ся до самого состава слова «антропология», оно взято от слова anthropos - человек. <... > Антропология - это такая наука, ко­торая о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая часть его происходит в человеческом организме, что этот организм слу­жит материалом, производящим рассматриваемые ею феноме­ны, что качества феноменов обусловливаются свойствами мате­риалами, а законы, по которым возникают феномены, есть толь­ко особенные частные случаи действия законов природы.

Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип философии // Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения.

М., 1974. С.·42-43, 52, 56-65.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист, литературный критик. Он был хорошо зна­ком с историей мировой философской классики: учениями Платона, Декарта, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Конта и др. (работал редактором философского отдела энциклопедии Брокгауза и Эфрона), с ранних лет проникся концепцией «всецелого разума» A.C. Хомякова и «цельности духа» И.В. Киреевского, знал труды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, полемизировал с «идей­ными консерваторами» - Н.Я. Данилевским, H.H. Страхо­вым, К.Н. Леонтьевым. Воспитывался в атмосфере духов-


ности своей семьи, отцом которой был русский историк С.М. Соловьев, - все это необходимые предпосылки «универсаль­ного синтеза» его философской системы, которую С.Н. Бул­гаков назвал «самым полнозвучным аккордом» в истории русской философской мысли. Цель своего философского и публицистического творчества он видел в том, чтобы «ввес­ти вечное содержание христианства в новую соответствую­щую ему, т. е. разумную, безусловную форму».

Основные философские работы: «Кризис западной фи­лософии (против позитивистов)» (1874), «Философские на­чала цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра» (1897), «Теоретическая филосо­фия» (1899) .